Как тормозить на сноуборде

Как тормозить на сноуборде

В предыдущей статье мы с вами разобрались зачем нужна основная стойка и как она выглядит. В этой поймём, почему доску куда-то несёт и какие шаги нужно сделать сноубордистам до того, как развернуть нос вниз по склону. Научимся вставать, начинать движение и останавливаться на обоих кантах сноуборда — заднем и переднем.


Навигация по статье:




Линия ската или линия падения склона

Выбираем точку старта, чтобы не утаскивало в лес

Если внимательно присмотреться к трассе, то можно заметить, что в разных её частях она наклонена в разные стороны. Из-за этого новичков часто уносит не туда. Ведь поначалу перекосы трассы не видно. Кажется, что у склона есть только вершина, с которой стартуют, и подножие, куда надо катиться. Но, к сожалению, это не так. Трасс, где уклон равномерный на протяжении всего склона безумно мало. Поэтому, если не обращать на это внимание, то доску будет тащить в сторону, стойка собьётся, а вы не поймёте, почему учиться так сложно. Уклоны эти называются линиями ската или линиями падения склона.


Почему сноуборд на слушается

Линия ската — это линия, по которой покатится баскетбольный мяч или сноуборд, если его отпустить. Она может быть направлена в сторону леса, подъёмника, иногда даже в противоход движению. Её обязательно нужно учитывать, чтобы выбрать правильную точку старта и сосредоточиться на движениях, а не на борьбе со сноубордом. Проще всего определить направление склона можно с нижней точки: во время подъёма или ожидания в очереди. Сверху определить её сложнее, потому что взгляд цепляется за то, что происходит внизу, а изломы не так заметны. Если вы видите, что кого-то неуправляемо понесло в сторону леса, то скорее всего туда направлена линия ската.


Неверная оценка линии ската приводит к падениям на всех этапах развития сноубордиста. Она тащит доску в лес и мешает почувствовать распределение веса.  Создаёт впечатление, что в одну сторону катиться проще, чем в другую. Цепляется за сноуборд и роняет человека на снег. Не даёт переходить с канта на кант и мешает делать симметричные дуги. Во фристайле портит заход на трамплин и перила. В общем, если доску тащит не туда, а вы постоянно падаете, — сошлитесь на линию ската. Это она во всём виновата.


  • Выбрать удобную линию ската получится не всегда. Иногда она будет начинаться в середине склона и добираться до неё будет опасно. Стартуйте оттуда только если на склоне никого нет.
  • Прежде, чем пристёгивать доску, посмотрите откуда стартуют и куда катятся новички. Так, вы примерно представите, куда понесёт доску.

Отстраивайте все движения от линии ската



Как пристёгивать сноуборд и вставать

Пристёгиваем обе ноги и встаём

Поначалу пристёгивать доску лучше сидя. Если делать это стоя, то велик риск, что она сразу покатится, а вы к этому будете не готовы. Чтобы сходу зафиксировать доску на снегу и не искать нужную сторону, носите сноуборд скользяком к себе, а носки креплений направляйте в сторону снега. Из такого положения сноуборд удобно перехватывать за высокие задники креплений — хайбэки, и втыкать в склон. Когда кант упрётся в снег, то доска уже никуда не денется. Можно садиться, и пристёгивать ремешки. Проконтролируйте пятки — между ними и креплениями не должно быть зазора.


Встать и стоять на канте сноубордистам сложно. В покое тратится слишком много сил, чтобы ловить баланс и стоять ровно. Для примера представьте, что встали на узкую трубу и ваша задача простоять как можно дольше. Поначалу всё выглядит довольно легко, но постепенно тело начинает «колебаться», мышцы напрягаются и вы теряете равновесие. Поэтому сноубордисты не стоят, а сидят или сразу едут. Из-за этого на учебных склонах часто творится вакханалия. Друзья садятся в ряд и перегораживают трассу, новички отдыхают по середине, а остальные матерятся и как-то всё это объезжают. Иногда тараном.


  • Если снег мягкий и кант в нём утопает, то стоять на сноуборде получится легче, чем на жесткой трассе. Но учиться по такому снегу фигово — кант то и дело цепляется за бугорки.
  • Прежде чем вставать нужно развернуть доску поперёк линии ската, опереться на сильную руку, а второй — потянуться вперёд. После этого разогнуть ноги и приготовится к тому, что сноуборд начнёт разгоняться. Желательно не в кусты.
  • Если у вас не получается встать, то возможно ваш пресс ещё не готов. Не переживайте — он потом прокачается и станет, как у Тарзана. На первое время попросите товарища вас подстраховать, а если такого нет — попробуйте встать с переднего канта.
  • Иногда новичкам страшно вставать из-за того, что доска катится. Это пройдёт после понимания, что тормозить и садиться назад не опасно.

Вставайте, когда доска развёрнута поперёк линии ската



Как тормозить на заднем канте сноуборда

Начинаем движение и тормозим на заднем канте

Сноуборд управляется за счёт переноса веса. Когда вы стоите на канте, а вес держите равномерно на двух ногах, то нос и хвост доски прижаты к склону одинаково. Если опустить носки и податься вперёд, то доска покатится по линии ската. Если перенести вес на левую ногу, то доска скрутится и покатится влево. Если перенести на правую — вправо. Это происходит из-за того, что часть доски под «придавленной» ногой встаёт на скользяк, а другая продолжает упираться в склон. Позже мы к этому вернёмся, а сначала поймём, как остановить сноуборд.


Угол закантовки сноуборда

Когда сноуборд катится, то между скользящей поверхностью и склоном возникает определённый угол. Он называется углом закантовки и отвечает за контроль скорости. При маленьком угле доска почти не встречает сопротивления склона и катится быстро. При большом наоборот — упирается сильно и тормозит. Если доску несёт, значит угол закантовки слишком мал для данного склона. Чтобы притормозить, её нужно сильнее поставить на кант. Если доска не катится, значит угол слишком большой и его нужно уменьшить. Наша задача — научиться менять угол закантовки за счёт правильных движений.


Стойка на сноуборде задний кант

За счёт подвижности в суставах менять угол закантовки можно разными способами. Опереться на хайбек, выпрямить ноги и выставить таз назад, потянуть или расслабить носки, завалиться назад «столбом». Чаще всего новички выпрямляют ноги, опираются на хайбеки и выпячивают тазы, чтобы притормозить. Избегайте этого сразу, чтобы потом не мучаться с исправлением стойки. Самый эффективный способ увеличить угол закантовки — одновременно согнуть голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. В этом случае центр масс останется над рабочим кантом и доской будет проще управлять.


Из-за особенностей нашего тела и углах на креплениях правая и левая нога поначалу будут менять угол закантовки неравномерно. От этого возникнут нежелательные скручивания сноуборда и его начнёт таскать в разные стороны. Если линия ската была выбрана верно, то эти движения помогут понять на какой ноге скопилось больше веса или какая нога напряжена сильнее. Но если не обращать на неё внимания, то вам будет казаться, что вы стоите ровно, хотя на самом деле смещены на одну из ног больше. Поэтому, чтобы научиться равномерно загружать доску, важно видеть куда направлена линия ската и отстраивать свои ощущения от неё.  


  • Чтобы поддерживать одинаковую скорость на разных уклонах угол закантовки нужно постоянно менять.
  • При этом если слишком сильно опустить носки, то доска воткнётся передним кантом и вы упадёте. Если излишне потянуть их на себя, то за снег зацепятся дуги креплений и доску сорвёт.
  • Учтите, что доска может быть не напарафинена и прилипать, тогда склон надо выбирать покруче.


Научитесь менять угол закантовки, чтобы контролировать скорость



Как тормозить на переднем канте сноуборда

Осваиваем передний кант

Если с задним кантом всё более-менее понятно интуитивно, то с передним у новичков постоянно возникают трудности. Часто им вообще не понятно, нафига он нужен. «Еду же на пятках, зачем портить кайф?!». Так и катаются по десять лет, а потом с удивлением узнают, что на носках то — лееегче. На самом же деле нам нужно уметь кататься на заднем и переднем канте равноценно. Если этого не будет, то при переходах с канта на кант слабое звено будет ронять сноубордиста на снег. При этом основная опасность на переднем канте возникает при старте и остановке.


Угол закантовки сноуборда на переднем канте

При старте нужно оторвать руки от склона, выпрямиться и смелым движением подтолкнуть таз вперёд, чтобы вес оказался над передним кантом. Тогда пятки сами оторвуться от снега, за счёт правильной структуры тела, а нагрузка распределится по всем суставам. Менять угол закантовки в этом случае будет легко — чуть потянули пятки вниз и доска поехала. Но если таз окажется над центром доски, то вся нагрузка ляжет на «хилый» голеностоп, который с непривычки воткнёт кант в снег, а вы закрутите сальто назад.

Падения на сноуборде на переднем канте

Для остановки нужно слегка согнуть ноги, податься вперёд и сесть на колени. Поначалу сделать это будет страшно — захочется замереть над кантом и обдумать последствия приземления. А, пока вы ловите баланс, голеностоп устанет и запустит вас на двойное сальто. Помните, что сноубордистам сложно балансировать над кантом стоя, а резкие движения приводят к быстрым изменениям угла закантовки, что чревато падениями.


  • Если у вас не получилось самостоятельно встать на заднем канте, то попробуйте перевернуться и начать с переднего. Не забывайте поглядывать через плечо, куда катитесь.
  • Если пришли с товарищем — попросите его подержать вас за руки первое время, чтобы привыкнуть.


Будьте осторожны — не опускайте пятки




Падения на сноуборде на переднем канте

Выводы

Поначалу тормозить и останавливаться на сноуборде будет страшно. Телу привычнее держаться прямо, а любые отклонения оно воспринимает как угрозу. Если вы поскользнётесь на льду, то тело всеми силами будет стараться сохранить равновесие, лишь бы не упасть. Но если придерживаться такой же тактики при катании на сноуборде, то он покатится как ледянка на которой пытается устоять человек. Наша задача — перехватить управление за счёт правильной работы суставов и смещения центра масс в нужную сторону. Тогда не придётся отталкиваться от воздуха руками и тормозить попом об снег.


Передний и задний кант при этом работают в связке. Как бицепс и трицепс. Если уделять внимание только бицухе, то она будет рельефно выделяться на фоне остального тела. Если тренировать только трицепс, то он станет упругим и перестанет трястись при ходьбе. Но в обоих случаях суммарная мощность будет не очень. Рука то работает в режиме тяни-толкай, а не так, что толкну 50 кило, а притяну 300. Так и сноубордисты. «Перекачивают» один кант, а когда приходит пора соединить всё воедино — падают, потому что наката мало. Поэтому важно прокачиваться равномерно.


Тренируйте оба канта равноценно



Упражнения для самоподготовки

Если вы читали предыдущую статью про стойку, то наверное помните такую штуку, как легкий разворот корпуса по ходу движения. В этих упражнениях новичкам корпус разворачивать не нужно, потому что так держать баланс будет сложнее. Разворот появится позже — когда будем учиться двигаться поперёк линии ската и пересекать склон от края до края.


Упражнения на сноуборде

Упражнение 1. Контролируем стойку без доски

Наша задача — научить суставы сгибаться и разгибаться правильным образом. Проще всего сделать это перед зеркалом в полный рост или на камеру. Если вы уже катаетесь, но не довольны своей стойкой, то это упражнение поможет определить слабые места и понять, где тело не дорабатывает.


  • Встаньте к зеркалу боком и поставьте стопы так, как будто пристегнули сноуборд.
  • Слегка согните ноги, обопритесь на пятки, а носки потяните на себя. Добейтесь такого положения при котором корпус стоит ровно, а дальнейшее смещение к пяткам приведёт к потере равновесия. Можно опираться на стул или держаться руками за стены.
  • Теперь уменьшайте угол закантовки — разгибайте ноги и одновременно смещайте вес ближе к центру стоп. Но учтите, что если вы достигнете центра или сместитесь за него, то на доске поймаете канта и полетите вперёд.
  • Постойте немного. Почувствуйте тело.
  • Теперь медленно сгибайте ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставе обратно до крайнего положения. Следите за корпусом, чтобы зад не вываливался за воображаемую доску, а угол закантовки увеличивался. Если угол закантовки не будет меняться, то мышцы будут напрягаться напрасно. Что толку сгибать ноги, если эти движения никак не влияют на доску.
  • Повторите упражнение осознанно несколько раз, дайте телу понять, что вы от него хотите.


  • «Меняйте кант» и опирайтесь на носки. Не забудьте подтолкнуть таз вперёд, чтобы он оказался на одной линии между верхней частью корпуса и носками.
  • Потяните пятки вниз, слегка распрямите ноги и смещайтесь ближе к центру стопы. Помните, что если уйдёте на центр или за него, то доска поймает канта и вы полетите назад.
  • Теперь медленно сгибайте ноги и следите за тазом. Он должен вернуться на ту же прямую, а не зависнуть сзади.
  • Повторите несколько раз, чтобы сформировать шаблон поведения.


Учимся тормозить на заднем канте сноуборда

Упражнение 2. Старт и остановка на заднем канте

В этом упражнении мы будем учиться менять угол закантовки в движении, на снегу. Во время выполнения сосредоточьтесь на стойке и постарайтесь не упираться в хайбэки.


  • Найдите на склоне участок длиной 50 — 100м с небольшим равномерным уклоном и более-менее прямой линией ската. Для простоты ориентируйтесь по фонарным столбам или опорам подъемника. Между ними в среднем где-то 35 — 45м. После чего запомните точку старта.
  • Пристегните сноуборд, убедитесь, что он развёрнут поперёк линии ската и вставайте. Если при этом вас потащит на спине, а доска начнёт выезжать, то увеличивайте угол закантовки: напрягайте мышцы и упирайтесь в кант.
  • Как только оторвётесь от снега — уменьшайте угол закантовки и дайте доске катиться. Не замирайте столбом, иначе сила притяжения посадит вас обратно.
  • Во время движения старайтесь держать угол закантовки одинаковым, а вес распределите на две ноги равномерно. Не гоните и попробуйте почувствовать куда вас тащит.
  • Когда проедете одну опору — плавно согните ноги и подайтесь назад, чтобы затормозить. Помните про стойку и держите корпус ровно, чтобы таз не вываливался назад. Стоять нужно на пятках, не упирайтесь в хайбеки. После остановки не замирайте на месте, а аккуратно садитесь на снег, чтобы поберечь силы и разобраться в ощущениях.
  • Когда передохнёте — стартуйте до следующей опоры.
  • Там отстёгивайте доску и по краю трассы поднимайтесь до точки старта. Учтите, что по плотному снегу доска катится быстрее, а по свежему и рыхлому - медленее. Вдобавок в прокате могут выдать довоенный трофей в бороздах, который начнёт липнуть к снегу. Поэтому выбирайте уклон и точку старта в зависимости от ситуации.
  • Сделайте несколько спусков, пока не почувствуете себя уверенно.
  • Теперь пробуйте менять скорость. Разгибайте ноги и уменьшайте угол закантовки, чтобы доска катилась быстрее. Сгибайте обратно и катитесь медленнее: на грани остановки. Сделайте как можно больше таких переходов.
  • Пожалуйста, не забывайте о тазе.


Перерыв от катания на сноуборде

Упражнение 3. Делаем перекур или на современном — чилим

Нужно, чтобы дать мышцам отдохнуть от специфической нагрузки на сноуборде.


  • Через 1,5 2 часа катания зайдите в тёплое помещение, где можно передохнуть.
  • Найдите уютное место, расслабьте ботинки и выпрямите ноги.
  • Возьмите в руки чашку горячего чая, кофе, супа. Вдохните завихрения пара над чашкой и мысленно произнесите: «ну вот я и стал сноубордистом».
  • Через пол-часа соберитесь и выходите обратно на свежий воздух. Если задержаться в тепле дольше, то тело расслабится и кататься уже будет лень. Если не делать перерыв, то концентрация внимания ослабнет, а риск упасть возрастёт.
  • Учтите, что для обогрева вам нужна дополнительная энергия. Запаситесь каллориями перед поездкой.


Учимся тормозить на переднем канте сноуборда

Упражнение 4. Катимся и тормозим на переднем канте

Задача — научиться менять угол закантовки при движении на носках. Поначалу будет страшно, а при падениях — больно. Крепитесь.


  • Выберите склон чуть покруче, чем для заднего канта. Посмотрите, нет ли на нём неровностей о которые можно зацепиться. Если трасса в буграх после снегопада или спортсменов, то лучше отложить самостоятельные попытки и попросить помощи.
  • Запомните точку старта.
  • Перевернитесь на колени, разверните доску поперёк линии ската и посмотрите нет ли кого на вашем пути. Когда будете вставать отрывайте руки от снега раньше коленей. Иначе доску понесёт. Выпрямляйтесь и подавайте таз вперёд, чтобы не хватануть заднего канта.
  • Не замирайте на месте. Плавно разгибайте ноги и тяните пятки вниз по склону, оставляя таз над передним кантом. Если почувствуете сильное напряжение в голеностопе, значит стойка стала неоптимальной и угол закантовки удерживается только стопами. В движении не облокачивайтесь на язычки ботинок, а сохраняйте структуру тела, как будто управляете доской босиком.
  • Чтобы остановиться плавно согните ноги и подайтесь вперёд. На переднем канте угол закантовки меняется резче за счёт сгибания коленей и голеностопа. Будьте готовы к рывкам при торможении.
  • Сразу после остановки садитесь на снег и передохните. С непривычки ноги забьются даже у спортсменов.
  • Повторите упражнение.
  • Отстёгивайте доску раньше, чем делали это на заднем канте потому что на пологих участках держать угол закантовки сложнее и с непривычки можно воткнуть пятки в снег.
  • После того как почувствуете себя увереннее пробуйте менять скорость. Будьте осторожны, а в любой непонятной ситуации гасите скорость и садитесь на снег.


Статьи по теме:

Основная стойка на сноуборде. Задний кант

Как стоять на сноуборде?

В этой статье мы расскажем о том, что такое основная стойка сноубордиста, зачем она нужна и как выглядит. Поможем определиться с выбором передней ноги. Дадим упражнения, чтобы исправить косяки и закрепить результат на практике.



Почему сноуборд едет вбок

Боковое соскальзывание на сноуборде

Разбираемся как направить сноуборд в сторону и объехать сидящих сноубордистов, вырулить из леса и подготовить тело к смене кантов.



Нет комментариев
Добавить комментарий