Как кататься на сноуборде поворотами

Как кататься на сноуборде

Давным-давно, когда сноуборд напоминал гладильную доску с прикрученными к ней валенками, знания о том как кататься на сноуборде излагались примерно так: «держи вес на передней ноге, подворачивай задней и вращай корпусом». В те времена профессионалом считался тот, кому удавалось удержаться на ногах, пролететь пару метров с трамплина и сбежать от лыжного патруля. Со временем снаряжение стало удобнее, склоны ровнее, а техника катания понятнее.


В прошлый раз мы разобрались как объехать сидящих сноубордистов, вырулить из леса и подготовить мышцы к смене кантов. В этой статье расскажем о том, что такое повороты и какими они бывают, расскажем почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разберёмся как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела и как избежать ошибок прошлого.


Самоучитель по технике катания:



Что вы узнаете

  1. Что такое поворот и чем отличается от перекантовки. Какие бывают повороты и где используются.
  2. Почему доска движется по дуге, какие силы на неё действуют и что с ней в этот момент происходит.
  3. Из каких фаз состоят повороты и что сложнее всего освоить.
  4. Упражнения для тренировки и закрепления.




    Как сделать поворот на сноуборде

    Это одиночный поворот. Во время катания он повторяется циклично до тех пор, пока мы не остановимся


    Что такое повороты, какими они бывают и где используются

    Поворотами на сноуборде называют поочерёдную смену кантов в движении, когда доска катится по дуге. Они нужны, чтобы начать полноценно кататься и кайфовать. В поворотах мы движемся циклично: доска постепенно разворачивается носом вниз и разгоняется, пересекает линию ската, а затем начинает упираться в склон и тормозить.


    До их освоения наша задача — сформировать стойку, научиться тормозить и пересекать склон поперёк. Чем легче всё это будет получаться, тем проще будет перейти к катанию поворотами. Вначале они будут простыми, но со временем усложнятся, а вы научитесь применять их в зависимости от склона и настроения.


    Повороты с проскальзыванием на сноуборде  Карвинговые повороты на сноуборде

    В поворотах с проскальзыванием след широкий. В карвинговых — узкий


    Все повороты на сноуборде можно разделить на два типа:

    • повороты с проскальзыванием, суть которых в «дрифте хвоста» и контроле скорости;
    • карвинговые повороты, суть которых в умении равномерно прижать кант и разгоне.

    В зависимости от типа склона и количества отдыхающих одни повороты подойдут лучше, а другие — хуже.


    Одни повороты хороши для подготовленных склонов, другие для свежевыпавшего снега и бугров, третьи — для узких лесных дорожек шириной в полтора метра. Все они нужны в разных условиях и на разном снегу.

    Статья про виды поворотов на сноуборде


    Открытые и закрытые повороты на сноуборде

    Повороты при катании на сноуборде могут быть открытыми или закрытыми


    Закрытым называется поворот в котором доска по инерции заезжает поперёк склона или выше. Он нужен, чтобы сформировать технику, притормозить, если доску несёт или кайфануть от движения по дуге. Траектория закрытых поворотов растянута в ширину, поэтому, при катании ими, нужно контролировать тех, кто движется сверху.


    В открытых поворотах нос доски не заезжает поперёк склона, поэтому траектория растянута вниз, а сноуборд набирает скорость быстрее. Но если радиус поворота слишком большой, то движение становится прямолинейным и доску начинает трясти.


    • На обычных досках радиус поворотов с проскальзыванием составляет около пяти метров и меньше, в зависимости от типа поворота. Если он больше, то доску трясёт, а поворот превращается в неудавшийся карвинговый.
    • Поначалу спуститься поворотами получится не везде. В узких местах и на крутых склонах будет страшно, а катиться придётся на заднем канте.
    • Если вы знаете много поворотов, то будете подстраивать своё катание под ситуацию и кайфовать там, где паникуют другие.

    Для разных условий — разные повороты


    Центробежная сила на сноуборде

    Центробежная сила выталкивает из круга всё, что движется по дуге: сноуборды, велосипеды, коньки, мопеды, автомобили


    Почему доска движется по дуге, какие силы на неё действуют

    В поворотах на сноуборде нам нужно двигаться по дуге, а не прямолинейно. Когда мы катимся по-прямой, то удовольствие зависит только от скорости. Чем круче склон, тем больше скорость и тем больше адреналина выделяется. Но в этом случае тело располагается как в обычной жизни, поэтому со временем чувства притупляются и если не перейти к поворотам, то кататься станет скучно.


    Когда мы катимся по дуге, то кроме скорости на нас воздействует центробежная сила. Она старается вытолкнуть нас из поворота, а мы не даём ей этого сделать. Из-за этого при катании возникают перегрузки и появляется ощущение полёта, которое не сравнится с одной только скоростью на крутых уклонах.


    Продольная жесткость сноуборда

    Покатиться по дуге получится, если сноуборд прогнётся по центру, а кант при этом упрётся в снег. От того, насколько сильно согнута доска, будет зависеть радиус поворота. Чем сильнее она прогнётся по центру, и чем больше будет угол закантовки, тем короче получится дуга.


    На радиус поворота напрямую влияет продольная жёсткость доски. От неё зависит, как сноуборд будет прогибаться по центру и сопротивляться перегрузкам.


    Если сноуборд мягкий, то его легко прогнуть и поехать по дуге. На маленькой скорости это плюс, но на большой появится нестабильность и тряска. Если сноуборд жёсткий, то понадобятся дополнительные силы и скорость, чтобы он начал реагировать. Но на ходах устойчивость будет лучше, потому что он лучше сопротивляется перегрузкам.

    Радиус поворота на сноуборде

    Прогнуть доску получится переносом веса внутрь поворота. В этом случае появится возможность упереться в кант и облокотиться на центробежную силу, которая не даст упасть.


    Если не упираться, то доска покатится по прямой, её начнёт трясти, а смена канта будет происходить чисто номинально. Поэтому первоочередная задача сноубордиста — научиться правильно переносить вес и сохранять стойку, чтобы случайные движения не снимали сноуборд с канта, а вес оставался внутри поворота. Тогда доску не понесёт, как ледянку без сцепления со снегом.


    • Продольная и торсионная жёсткость тесно связаны. Не бывает досок жёстких торсионно и мягких продольно. Жесткость увеличивается комплексно.
    • Новички часто грешат тем, что гоняют по прямой, потому что это самый простой способ кайфануть на сноуборде. Учтите, что при радиусах земного шара дуга вытягивается в прямую, а доску начинает неподетски трясти.
    • На крутых склонах и большой скорости переносить вес внутрь поворота и увеличивать угол закантовки нужно сильнее. Иначе — разнесёт. Но на пологом склоне и маленькой скорости, такой же перенос приведёт к падению, потому что поддерживающей силы будет недостаточно.

    Кайф в поворотах, а не скорости



    Как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела

    Из чего состоят повороты и как сделать свой первый поворот с переносом веса

    Повороты на сноуборде состоят из нескольких фаз. В разных школах их определяют и называют по-разному, но суть одна: нужно скрутить доску, чтобы она развернулась вниз по склону и начала набирать скорость, сменить кант, а затем увеличить угол закантовки, чтобы не дать сноуборду излишне разогнаться или сорваться с дуги.


    Фазы в движении постоянно чередуются, их нужно отстраивать от линии ската и выполнять в нужный момент. Если делать их невпопад, то повысится риск поймать кант, скорость выйдет из под контроля, а доска начнёт дребезжать.

    • От того, каким способом вы будете менять кант, будет зависеть тип и предназначение поворота.
    • Если в одном повороте смешивать движения из нескольких, то катание будет отнимать больше сил, ноги забьются, а управлять доской станет безумно сложно.


    Повороты с переносом веса с проскальзыванием — первые повороты, которые осваивают сноубордисты. Они подходят для самых простых — зелёных трасс. В них закладывается умение переносить вес, держать стойку, понимается принцип движения по дуге. Корпус в них не вращается и всегда повёрнут на одинаковый угол — угол переднего крепления.


    Повороты эти нужно закрывать, чтобы сосредоточиться на правильности выполнения движений, а не бороться со скоростью. В будущем на них наслоятся другие, более сложные, движения, поэтому тут всё должно быть чётко.


    Траверс на сноуборде

    Фаза 0 — начально-подготовительная

    Здесь мы собираемся с мыслями и правильно стартуем. Прежде, чем что-то делать нужно принять основную стойку, распределить вес 50/50 и набрать небольшую скорость. Это позволит легче выполнить первый поворот и отъехать подальше от края трассы, чтобы нас не унесло в кусты.

    • В данном случае мы стартуем на заднем канте, а переходить будем на передний


     инициация на сноуборде

    Фаза 1 — инициация поворота

    Чтобы начать поворот нужно перенести вес на переднюю ногу и одновременно податься вперёд через центральную линию доски. Тогда носок передней ноги устремится к снегу с одной стороны, а пятка задней ноги задержится с другой. Доска скрутится винтом и начнёт разворачиваться вниз по склону.

    • Большинство названий поворотов происходят от фазы инициации, то есть движения, которое позволяет скрутить доску и сменить кант.
    • Чем динамичнее будет перенесён вес и чем точнее будет выбрано направление, тем скорее сноуборд развернётся вдоль линии ската и сменит кант.
    • Движение это нужно отработать отдельно, ещё до того, как пристегнёте сноуборд к ногам. Нужно добиться таких ощущений, когда тело воспринимает перенос веса единым действием, а во время катания не приходится думать о носках, пятках или мизинчике правой руки.



    перекантовка на сноуборде

    Фаза 2 — ожидание и перекантовка

    Задача этой фазы — удержать сноуборд в скрученном состоянии и перекинуть вес через центральную линию доски, чтобы она сменила кант. В нашем случае вес должен попасть на носок передней ноги. Если он начнёт колебаться или случайно вернётся обратно, то доска распрямится, уткнётся кантом в снег и уронит сноубордиста на склон.

    • В этих поворотах мы меняем кант на линии ската или чуть раньше, в зависимости от скорости и динамики при переносе веса.
    • В других поворотах эта фаза может занимать меньше времени или вообще отсутствовать, если перекантовка происходит сразу после инициации поворота.


    Ведение на сноуборде

    Фаза 3 — контроль или ведение поворота

    После перекантовки нам нужно равномерно прогрузить кант и прогнуть сноуборд по центру. Для этого мы плавно возвращаем вес обратно на две ноги и одновременно смещаемся внутрь поворота. За счёт этого угол закантовки будет расти, пропадёт вибрация и дребезжание доски, а дуга приобретёт очертания карвингового поворота, то есть станет круглой.

    • Если в этой части поворота оставить вес на передней ноге, то доска покатится не по дуге, а боком. Получится скоростное боковое соскальзывание в котором кант не прорезает снег, а скребёт его по вершкам и трясётся от этого.
    • Если быстро вернуть вес и нырнуть внутрь поворота, то дуга получится малого радиуса, потому что доска прогнётся сильно. Если плавно возвращать вес, а в поворот нырять меньше, то доска прогнётся слабо и радиус дуги будет больше.
    • Если выйти из поворота и встать прямо, то кант перестанет упираться в склон, а доска покатится по прямой.
    • На склонах покруче внутри поворота должно быть больше веса, чтобы не разносило. На пологих — поменьше, чтобы ехать, а не останавливаться.


    Инициация на сноуборде

    Фаза 1 — инициация поворота

    Как только вес вернётся в положение 50/50 необходимо вновь перенести его на переднюю ногу и начать следующий поворот. Нельзя замирать над доской и ничего не делать, потому что в этом случае её бесконтрольно понесёт поперёк склона.

    • В нашем случае мы переносим вес в направлении правой пятки.
    • Если в предыдущей фазе вес останется на передней ноге, то правильно перенести его для скручивания доски будет невозможно. Ведь он уже перенесён, а нагрузка на канте как-то перераспределилась сама. Чтобы скрутить доску из этого положения придётся подключать вращения, напрягать лишние мышцы и портить стойку. Чаще всего при этом происходят падения, потому что кант втыкается сразу всей плоскостью, а не начинает зарезаться с носа.
    • Иногда сменить кант будет страшно из-за скорости. Это значит, что в предыдущей фазе она не погасилась до комфортного уровня. Поначалу скорость должна быть минимальной.

    Перенесите вес, чтобы развернуть доску вниз

    Верните вес на две ноги, чтобы прогрузить кант


    Фундамент сноубордиста

    Выводы

    До освоения поворотов катание на сноуборде напоминает школьные прописи, в которых по-отдельности выводятся буквы — наши умения удерживать стойку, тормозить, пересекать склон поперёк и правильно падать. Чем чётче вывести каждую из них, тем ровнее и легче они выстроятся в слова — повороты. Но если какую-то букву пропустить или написать непонятно, то окружающие перестанут вас понимать, из-за чего могут возникнуть странные ситуации и конфликты.


    Часто повороты портятся из-за спешки или отсутствия «взгляда со стороны». Вес перестаёт полностью возвращаться, части тела вываливаются, а по радиусу можно долететь до луны.


    Помните, что первые повороты не предназначены для больших скоростей. Они нужны, чтобы почувствовать движение по дуге, притормозить и сформировать стойку. В них закладывается фундамент вашего будущего катания. Если залить его кое-как, то по всему зданию со временем пойдут трещины, а катание превратиться в выживание.


    Если же соблюдать технологию и практиковаться, то он сможет выдержать любые стихийные бедствия и самые безумные спуски.




    Упражнения

    После того, как вы поймёте, как поворачивать на сноуборде, настанет самый сложный и одновременно интересный этап — практика. Прочитать статью и посмотреть видео-уроки можно за 10 минут, но чтобы перенести эти знания на склон потребуется время и упорство в оттачивании движений. Помните, что без осознанной проработки тело будет двигаться «как придётся», а при первых сложностях начнёт разбалтываться, как желе.


    Как кататься на сноуборде. Упражнение на инициацию поворота

    Упражнение 1. Инициация поворота без сноуборда

    Оно нужно, чтобы научить тело переносить вес на переднюю ногу по диагонали к центру поворота. Это движение скручивает доску и заставляет её разворачивать нос вниз по склону.


    • Встаньте в основную стойку, когда обе ноги нагружены равномерно, а корпус слегка развёрнут по ходу движения. Представьте, куда направлена линия ската, и смотрите вперёд.
    • Отмерьте примерно 45 градусов между линией ската и носом доски.
    • Вспомните, как переносили вес в боковом соскальзывании и перенесите его не вдоль канта, а в выбранном направлении.
    • Почувствуйте, как вес проходит через голеностоп, колено, бедро передней ноги, а вы начинаете терять равновесие.
    • Расслабьте заднюю ногу и дайте ей потянуться вслед за корпусом. Специально шагать не нужно, наша задача — перенести вес так, чтобы это получилось самой собой.
    • Если после переноса веса вы остались стоять на том же месте, но на носочках; разрушили основную стойку или начали вращать корпусом; растерялись и шагнули передней ногой, то возвращайтесь на исходную и корректируйте ошибки.
    • Повторите двадцать раз, но не спешите. Делайте всё осознанно, чтобы вес переносился в правильной стойке, а направление не менялось. Тогда на склоне тело будет знать как действовать без вашего контроля.
    • Теперь «смените кант» и проделайте упражнение в другую сторону.
    • Первый сезон возвращайтесь к нему до или после катания.




    Как кататься на сноуборде. Уупражнение на ведение поворота

    Упражнение 2. Ведение или контроль поворота

    Нужно, чтобы научиться облокачиваться на поворот, сформировать стойку и заставить доску катиться по радиусу. До освоения первых поворотов упражнение нужно выполнять на свою ведущую ногу, иначе велик риск запутаться и начудить. Корпус здесь также развёрнут по ходу движения и не вращается до полной остановки.


    • Выберите пологий участок склона и прикиньте траекторию движения от края трассы к центру.
    • Встаньте или перевернитесь на нужный кант. Учтите, что первой должна покатиться вниз ведущая нога. Если смотреть на рисунок, то тот, кто катается правой ногой вперёд поедет на переднем канте, а тот кто левой — на заднем.
    • Перенесите вес на переднюю ногу и замрите в основной стойке, как в боковом соскальзывании.
    • Посмотрите наверх, убедитесь в безопасности движения и стартуйте.
    • Для начала движения раскантуйте нос сноуборда — подайтесь к центру стопы ведущей ноги и дайте доске развернуться вниз по линии ската. Если доску понесёт, то найдите участок трассы положе либо разверните нос доски не так сильно.
    • Держите вес на передней ноге и слегка облокотитесь на поворот — почувствуйте носок или пятку передней ноги.
    • После чего плавно верните вес на обе ноги и остановитесь. Замрите и посмотрите на свою стойку. Если части тела начали выпирать или замерли в неподходящих местах, то запомните это, чтобы отработать в следующий раз.
    • Теперь гляньте на свой след. Он должен напоминать дугу с радиусом не более 5 метров. Если вас стащило вниз или укатило вбок, то уделите внимание распределению веса. В фазе ведения вес всегда должен быть внутри поворота.
    • Меняйте кант и повторяйте упражнение. Помните, что оба канта должны быть прокачены одинаково.


    Упражнение 3. Связанные повороты

    Смотрите видос, записывайте себя на видео и сверяйте.




    Запомнить

    1. Поворот на сноуборде — это когда мы скручиваем доску торсионно и заставляем разгоняться вниз по склону, делаем перекантовку, а затем «облокачиваемся» на набранную скорость.
    2. Повороты бывают с проскальзыванием и карвинговые. Открытые и закрытые.
    3. У каждого поворота своё применение, чтобы кайфовать на любом склоне и поверхности.
    4. При катании мы движемся по дуге, а не прямолинейно, иначе доску трясёт, а прогресс останавливается.
    5. Повороты с переносом веса — это первые повороты сноубордистов, с них всё начинается. Они состоят из инициации, перекантовки, ведения, которые выполняются с помощью переноса и возврата веса над сноубордом.

    Что дальше

    В следующий раз поговорим о подъёмнике на сноуборде, о том, какие типы подъемников бывают и зачем нужно отстегивать одну ногу при их использовании. Поделимся личным опытом, чтобы вы могли представить основные ошибки и избежать их при обучении.









    Ещё по теме








    Как правила ФИС сберегут ваше здоровье на склоне

    Разбираем правила поведения на склоне. Учимся смотреть по сторонам и избегать неоправданного риска

    Когда начинается горнолыжный сезон на Урале

    Рассказываем, когда стартует сезон и почему не стоит ждать снегопадов, чтобы поехать кататься

    Роллы: фронтсайд 180 и бэксайд 180

    Разбираемся в разнице между роллами на носу и хвосте, показываем, как они выглядят



    Комментарии
    Добавить комментарий
    Александр
    Александр
    Спасибо за статью, лучшие статьи по сноуборду в интернете!
    комментировать
    Лилия
    Лилия
    Жалко статью не увидела раньше(((((
    Самоучка) столько шишек набила.
    Теперь все в голове уложилось! Спасибо!
    комментировать
    Макс
    Макс
    Спасибо! По коротким поворотам такую же статейку бы!
    комментировать
    Илья
    Илья
    Спасибо за качественную инфу. Инструктора именно так и учат кататься. А дальше что делать? Ведь никто так не катается на склоне. Пока я так катался на нашем склоне в меня 2 раза уже орехи сзади врезались. В реале нужна скорость выше и траектория уже.
    комментировать
    я-же
    я-же
    Да, и еще...
    Это прекрасно выглядит на равномерной пологой и широкой горке. Что делать, когда в начале корки крутая зона разгона (или просто горка круче). Если поворот закрывать полностью и техника рассчитана на новичка - можно упасть...
    Дмитрий
    Дмитрий
    А дальше нужно усложнять эти повороты! =)
    Делать их Уже, превращать в короткие там, где необходимо. Главное не нарушать последовательность движений.

    Фазы при этом могут изменяться:
    - увеличиваться амплитуда инициации и меняться вектор ее направления (что позволяет перекантовываться дальше или ближе к линии ската)
    - укорачиваться или удлиняться время ведения (что позволит быстрее погасить скорость или наоборот - прочувствовать, как доска "врезается" в склон)

    Ну а для большего контроля добавлять вертикальную работу с разгрузками вверх - вниз =)

    П.С. падения происходят не из-за того, что мы полностью закрываем поворот, а из-за того, что смещается направление (для простоты должно быть 45 градусов (примерно)) и уменьшается амплитуда переноса веса. Вес всегда нужно переносить относительно доски, а не относительно склона.
    Дмитрий
    Дмитрий
    АААА супер! спасибо
    комментировать
    Ирина
    Ирина
    Статья огонь!!) Все очень понятно описано и показано, спасибо Вам большое.
    комментировать
    Александр
    Александр
    Круто, все просто и понятно, спасибо большое!
    комментировать
    Дмитрий
    Дмитрий
    Спасибо ребят!
    Так приятно осознавать, что твой труд приносит пользу людям =))
    комментировать
    Денис
    Денис
    Это самый лучший и понятный материал!спасибо
    комментировать
    Максим
    Максим
    Отличный материал и видео! Очень доходчиво получается объяснять!
    комментировать
    Сергей Красноярск
    Сергей Красноярск
    Спасибо за видео уроки и теорию!
    Александр
    Александр
    Просто и понятно. 5 баллов из 5.