Карвинг на сноуборде или Миф о резаных поворотах

Карвинговый поворот с заклоном на доске для фристайла (ростовка 151, жёсткость 3).

Карвинг на сноубордеКогда-то давным-давно, когда люди верили в то, что Земля покоится на трех слонах и большой черепахе, был выдуман миф о том, что есть на свете некий чудоборд. В нём по приданию была заключена сила карвингового поворота, а тот, кто достанет его, мгновенно превратится в супергероя, способного покорить силу гравитации и воспарить над склоном.

Заполучить такой чудоборд было непросто, и удалось немногим ныне живущим... Они то и сложили легенды о супер способностях своих досок.

Шли годы, и появились новые герои, которые возводили рукотворные горы из снега и показывали чудеса ловкости, прыгая с них. И многие пошли тогда вслед за ними, ведь для прыжков не нужен был чудоборд… Секрет же карвингового поворота так и остался нераскрытым.

С тех пор так и повелось: те, у кого есть чудоборды – парят над склонами и игнорируют силу тяжести, а остальные свято верят в миф о резаных поворотах и не догадываются, что в их простых досках скрыт, куда бОльший потенциал…



Часть первая. Теоретическая.


В предыдущей статье мы разобрались в том, из чего состоит «фундамент сноубордиста», сейчас же проникнем в святая-святых карвинговых супергероев и поймем в чем же секрет выполнения резаных поворотов.


Карвинг на сноуборде подразумевает выполнение поворотов без проскальзывания (без сброса хвоста и торможения) четко на кантах, когда скорость лавинообразно нарастает в каждом повороте, а для того чтобы удержаться на доске, порой, приходится почти ложиться на склон. Ощущения от такого катания на сноуборде весьма специфичны и экстремальны: мало того, что даже на самом пологом склоне можно развить весьма приличную скорость, дак еще и земля со свистом приближается во время наклонов в каждом повороте, даря ощущение невесомости и эйфории.


Основное условие карвинга на сноуборде – это равномерное распределение веса по ногам 50\50 (при таком распределении веса сноуборд продавливается четко по центру). Ни характеристики доски, ни качество и крутизна склона не оказывают столь сильного влияния на карвинговый поворот, как умение равномерно распределить и зафиксировать свой вес. Ведь стоит только чуть-чуть сместить его на переднюю ногу и доска тут же начинает «пылить» и «скоблить» склон, перенести на заднюю – теряет управляемость и сцепление со снегом.


Карвинговый поворот на сноуборде с заклоном


Для карвинга нужна скорость и умение ставить доску на кант (закантовывать).

Закантовать доску можно двумя основными способами:

1. С помощью заклона – когда все суставы жестко зафиксированы, а ваше тело в момент закантовки напоминает падающий бетонный столб с основанием в виде сноуборда.

2. С помощью ангуляции – когда изгиб в любом из суставов (голеностопном, коленном, бедренном) влияет на угол закантовки доски.


Базой для выполнения всех карвинговых поворотов является резаный поворот с заклоном. В нем человек учится ловить баланс и равномерно распределять свой вес над кантом, а затем применяет это умение во всех остальных карвинговых поворотах (которых не так уж и мало). По сути, заклон – это контролируемое «зависание» в воздухе, которое возможно благодаря центробежной силе, возникающей в момент движения по дуге (она возникает также при движении на велосипеде, автомобиле или обычной карусели в парке аттракционов). Сила эта старается вытолкнуть человека из поворота, а он - упасть, облокотиться на неё, как на каменную стену в погоне за ощущением невесомости и полета.



Фаза

Что делаем?

Распределение веса по ногам

Описание и комментарии

Фаза 0 - начально-подготовительная

Карвинг на сноуборде фаза 0

Разворачиваем доску вниз по линии падения склона и разгоняемся в основной стойке

50/50

Нос доски развернут вниз по склону, вес чуть смещен к носкам

При скорости близкой к нулю центробежная сила отсутствует, а, следовательно, попытка выполнить заклон окончится обыкновенным падением

Фаза 1 - инициация поворота

Карвинг на сноуборде фаза 1

Сохраняем основную стойку и заклоняемся к центру предполагаемого поворота (падаем в сторону переднего канта, равномерно загружая носки)


50/50 ->50/50

Глубина заклона определяет радиус поворота. Чем сильнее заклон, тем короче будет дуга (и меньше скорость)

Заклон не допускает изгибов тела. Помните: Ваше тело – падающий бетонный столб, а не бесформенная масса, которая гнется от малейшего дуновения ветра.

Если вес уйдет на переднюю ногу (а в начале обучения это практически неизбежно), то карвинг перейдет в проскальзывание

Фаза 2 – ожидание

(отсутствует в каждом первом карвинговом повороте)



Фаза ожидания отсутствует т.к. в первом повороте мы слишком поздно выполняем инициацию(с линии падения склона), и сразу попадаем в фазу ведения

Фаза 3 – ведение поворота

Карвинг на сноуборде фаза 3

Удерживаем основную стойку и заклон

50/50

Колени и голеностоп в заклоне должны быть чуть согнуты для амортизации неровностей склона

За счет скорости и движения по дуге центробежная сила начнет выталкивать из поворота, а доска, под воздействием веса, врезаться и упираться в снег, возникнут перегрузки, которые на большой скорости (неровностях или льде) могут привести к неожиданному срыву сноуборда

Фаза 0 – начально-подготовительная, но очень короткая по времени, мгновенная


Катимся по дуге в основной стойке на переднем канте

50/50


Вспомни, что перед инициацией карвингового поворота у тебя должна быть набрана скорость. Не будет её – не будет поддерживающей силы на которую можно «облокотиться»

Фаза 1 – инициация поворота

Карвинг на сноуборде фаза 1

Сохраняем основную стойку и заклоняемся к центру предполагаемого поворота (падаем в сторону заднего канта, равномерно загружая пятки)

50/50 ->50/50

Перекантовка в карвинговых поворотах происходит сразу же после инициации поворота 

Чтобы ехать быстрее, инициировать поворот нужно чуть раньше (отчего траектория движения чуть выпрямится). Если наоборот, - требуется притормозить, можно сильнее закрыть поворот (заехать вверх по склону, сохраняя минимальную для заклона скорость)

Фаза 2 – ожидание

Карвинг на сноуборде фаза 2

Сохраняем основную стойку и заклон, ждем, пока доска развернется по линии падения склона

50/50

В отличие от поворотов с проскальзыванием здесь мы не держим вес на передней ноге для скручивания доски и ожидания перекантовки, а сохраняем заклон и основную стойку

Фаза 3 – ведение

Карвинг на сноуборде фаза 3

Удерживаем основную стойку и заклон

50/50

Иногда в фазе ведения человек инстинктивно уменьшает глубину заклона (страшно же!), делать этого категорически нельзя: иначе доска выйдет из дуги (перейдет в боковое соскальзывание), а вы потеряете контроль над скоростью и самые сильные впечатления от катания

Фаза 0 => фаза 1, Карвинг на сноуборде фаза 1=>фаза 2, => фаза 3, => фаза 0

И так, пока не кончится склон =)




Как ни странно, но карвинговый поворот с заклоном выполнить куда проще, чем любой другой поворот при катании на сноуборде, – в нем практически отсутствует всякая работа с весом, достаточно поймать баланс и вот вы уже в череде скоростных поворотов, способных затмить любые американские горки.


Проблемы же в освоении карвинга на сноуборде возникают вовсе не из-за типа используемого снаряда, – любая доска подходит для выполнения резаного поворота (пусть с теми или иными ограничениями по скорости и глубине заклона), – главная сложность в том, что человеку приходится перестраиваться на новый лад в катании. То, чего раньше ни в коем случае нельзя было делать (застыть в положении 50/50), теперь выступает основой поворота, а от того, с помощью чего удавалось перекантовать доску (удержание веса на передней ноге 70/30), приходится избавляться.… Не удивительно, что карвинговые повороты до сих пор считают привилегией избранных.


Но зачастую новичок даже не пытается приступить к освоению карвинговых поворотов: он убежден общественным мнением в том, что карвинг – это отдельный стиль для которого требуются специальные доски…, а один-два сезона, проведенных на «передней ноге» (без умения правильно переносить вес или желания поэкспериментировать), прочно закрепляют в его сознании это массовое заблуждение. Когда же он решает взять в руки узкую слаломную доску, то сталкивается с той же самой проблемой распределения веса, что и на мягком сноуборде. Разница лишь в том, что теперь он уверен – карвинг – это его стихия, и он убежден, что обязательно станет тем самым супергероем, который парит в невесомости.

В следующей статье мы расскажем о том, как увеличить сцепление со склоном, и получить удовольствие от катания по «льду».



Часть вторая. Практическая


Прежде, чем приступить к освоению карвинговых поворотов запомни:

Первое что ты должен сделать перед тем, как начать движение – это посмотреть вверх по склону и пропустить всех желающих вперед!

Запомни, что для обычных людей ты – непредсказуемая ракета, что пересекает трассу от края до края с огромной скоростью, и пропусти всех «саночников» вперед, пусть будут у тебя на виду, быть шаром для боулинга гораздо безопаснее, чем кеглей, поверь, так будет гораздо безопаснее. =)


Упражнение 1. Полповорота (выполняется без перекантовки)


- Выбери не слишком пологий и достаточно широкий склон, чтобы можно было нормально разогнаться и ни в кого не въехать при этом (подходит середина учебки и новый склон на Уктусе, идеален широкий склон на Волчихе и учебка Ежовой)

- Пропусти «саночников» и разворачивай доску вниз по склону.


Важно!

Если ты решил выполнить упражнение на заднем канте, то и стартовать нужно с него, если на переднем, то стартовать нужно, когда ты стоишь на переднем! Перед стартом переворачивайся на нужный кант сидя. Не делай перекантовку перед выполнением этого упражнения, иначе "застрянешь" на передней ноге и уйдешь в проскальзывание.


- Разгоняйся и держи вес в положении 50/50. В движении чуть сместись к пяткам или носкам сноуборда (доска при этом не должна входить в боковое соскальзывание и дрифт, ты катишься на плоскости по-прямой, чуть врезаясь одним кантом)

- Сделай небольшой заклон и закантуй доску.

- Держи равновесие и сохраняй основную стойку (чуть согнутые колени помогут амортизировать неровности склона и сохранять баланс), пока не заедешь вверх по склону, и скорость не снизится

- Как только скорость начнет снижаться – отклоняйся в обратную сторону (уменьшай заклон, чтобы не упасть) и останавливайся

Карвинговый поворот на сноуборде

- Посмотри на свой след – он должен выглядеть как узкая полоса, и четко прослеживаться на любом склоне (подготовка склонов ковровыми бомбардировщиками и косорукими ратратчиками - не повод кричать, что карвинг - это не твое =)))

- Выполни пол поворота на другом канте

- Добейся четкости и легкости выполнения этого упражнения, оно – основа всех карвинговых поворотов


Если ты сделал заклон, но доска продолжает пылить и скоблить склон, то, скорее всего:

- вес ушел на переднюю ногу, как в поворотах с проскальзыванием

- угол закантовки слишком мал для карвинга



Упражнение 2. Полтора поворота (выполняется с одной перекантовкой)


- Разгоняйся и начинай выполнять пол-поворота

- В конце фазы ведения, вместо того, чтобы заехать наверх, инициируй следующий поворот (брось вес в сторону другого канта) и меняй кант

- Удерживай вес в положении 50/50 и заезжай вверх по склону, чтобы погасить скорость (не торопись делать много связанных поворотов за один раз, сосредоточься на перекантовке)

- Отрабатывай переход как с заднего канта на передний, так и с переднего канта на задний (переход с переднего канта на задний «страшнее» для новичка, но получается гораздо проще и правильнее, чем с заднего на передний)

Помни, что если скорости нет, то нет и поддерживающей тебя силы.



Упражнение 3. Связанные повороты (выполняется с бесконечным числом перекантовок)


Смотри таблицу и экспериментируй:

- Меняй крутизну склона (пара корявых спусков карвинговыми поворотами по крутой трассе значительно расширит твое сноубордическое мировоззрение), но помни о безопасности!

- Учись катать карвингом как по «льду», так и по мокрой каше

- Меняй глубину заклона и свою скорость с помощью смещения фазы инициации во времени

Комментарии
Добавить комментарий
Иван
Иван
Хорошая статья!))) побольше бы сделали по сноуборду)))
комментировать
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
Хороший ,понятный рисунок ,и подробный .Описание тоже .Технически грамотный и образованный человек написал.Спасибо.
Yulek
Yulek
Отличная статья!!!! Сейчас попробовала прям так как написано сделать и заработало!!!!!!
комментировать
просто
просто
Дельная статейка. Немного суховато. Ведь дуга - это эмоции. :)
комментировать
Виталя
Виталя
Согласен! Я с эмоциями учусь по ней!!
Balaam
Balaam
Отличная статья! Очень помогло, спасибо!
комментировать