Карвинговый поворот с заклоном на доске для фристайла (ростовка 151, жёсткость 3).
Когда-то давным-давно, когда люди верили в то, что Земля покоится на трех слонах и большой черепахе, был выдуман миф о том, что есть на свете некий чудоборд. В нём по приданию была заключена сила карвингового поворота, а тот, кто достанет его, мгновенно превратится в супергероя, способного покорить силу гравитации и воспарить над склоном.
Заполучить такой чудоборд было непросто, и удалось немногим ныне живущим... Они то и сложили легенды о супер способностях своих досок.
Шли годы, и появились новые герои, которые возводили рукотворные горы из снега и показывали чудеса ловкости, прыгая с них. И многие пошли тогда вслед за ними, ведь для прыжков не нужен был чудоборд… Секрет же карвингового поворота так и остался нераскрытым.
С тех пор так и повелось: те, у кого есть чудоборды – парят над склонами и игнорируют силу тяжести, а остальные свято верят в миф о резаных поворотах и не догадываются, что в их простых досках скрыт, куда бОльший потенциал…
Часть первая. Теоретическая.
В предыдущей статье мы разобрались в том, из чего состоит «фундамент сноубордиста», сейчас же проникнем в святая-святых карвинговых супергероев и поймем в чем же секрет выполнения резаных поворотов.
Карвинг на сноуборде подразумевает выполнение поворотов без проскальзывания (без сброса хвоста и торможения) четко на кантах, когда скорость лавинообразно нарастает в каждом повороте, а для того чтобы удержаться на доске, порой, приходится почти ложиться на склон. Ощущения от такого катания на сноуборде весьма специфичны и экстремальны: мало того, что даже на самом пологом склоне можно развить весьма приличную скорость, дак еще и земля со свистом приближается во время наклонов в каждом повороте, даря ощущение невесомости и эйфории.
Основное условие карвинга на сноуборде – это равномерное распределение веса по ногам 50\50 (при таком распределении веса сноуборд продавливается четко по центру). Ни характеристики доски, ни качество и крутизна склона не оказывают столь сильного влияния на карвинговый поворот, как умение равномерно распределить и зафиксировать свой вес. Ведь стоит только чуть-чуть сместить его на переднюю ногу и доска тут же начинает «пылить» и «скоблить» склон, перенести на заднюю – теряет управляемость и сцепление со снегом.
Для карвинга нужна скорость и умение ставить доску на кант (закантовывать).
Закантовать доску можно двумя основными способами:
1. С помощью заклона – когда все суставы жестко зафиксированы, а ваше тело в момент закантовки напоминает падающий бетонный столб с основанием в виде сноуборда.
2. С помощью ангуляции – когда изгиб в любом из суставов (голеностопном, коленном, бедренном) влияет на угол закантовки доски.
Базой для выполнения всех карвинговых поворотов является резаный поворот с заклоном. В нем человек учится ловить баланс и равномерно распределять свой вес над кантом, а затем применяет это умение во всех остальных карвинговых поворотах (которых не так уж и мало). По сути, заклон – это контролируемое «зависание» в воздухе, которое возможно благодаря центробежной силе, возникающей в момент движения по дуге (она возникает также при движении на велосипеде, автомобиле или обычной карусели в парке аттракционов). Сила эта старается вытолкнуть человека из поворота, а он - упасть, облокотиться на неё, как на каменную стену в погоне за ощущением невесомости и полета.
Фаза |
Что делаем? |
Распределение веса по ногам |
Описание и комментарии |
Фаза 0 - начально-подготовительная |
Разворачиваем доску вниз по линии падения склона и разгоняемся в основной стойке |
50/50 Нос доски развернут вниз по склону, вес чуть смещен к носкам |
При скорости близкой к нулю центробежная сила отсутствует, а, следовательно, попытка выполнить заклон окончится обыкновенным падением |
Фаза 1 - инициация поворота |
Сохраняем основную стойку и заклоняемся к центру предполагаемого поворота (падаем в сторону переднего канта, равномерно загружая носки) |
50/50 ->50/50 Глубина заклона определяет радиус поворота. Чем сильнее заклон, тем короче будет дуга (и меньше скорость) |
Заклон не допускает изгибов тела. Помните: Ваше тело – падающий бетонный столб, а не бесформенная масса, которая гнется от малейшего дуновения ветра. Если вес уйдет на переднюю ногу (а в начале обучения это практически неизбежно), то карвинг перейдет в проскальзывание |
Фаза 2 – ожидание (отсутствует в каждом первом карвинговом повороте) |
|
|
Фаза ожидания отсутствует т.к. в первом повороте мы слишком поздно выполняем инициацию(с линии падения склона), и сразу попадаем в фазу ведения |
Фаза 3 – ведение поворота |
Удерживаем основную стойку и заклон |
50/50 Колени и голеностоп в заклоне должны быть чуть согнуты для амортизации неровностей склона |
За счет скорости и движения по дуге центробежная сила начнет выталкивать из поворота, а доска, под воздействием веса, врезаться и упираться в снег, возникнут перегрузки, которые на большой скорости (неровностях или льде) могут привести к неожиданному срыву сноуборда |
Фаза 0 – начально-подготовительная, но очень короткая по времени, мгновенная |
Катимся по дуге в основной стойке на переднем канте |
50/50 |
Вспомни, что перед инициацией карвингового поворота у тебя должна быть набрана скорость. Не будет её – не будет поддерживающей силы на которую можно «облокотиться» |
Фаза 1 – инициация поворота |
Сохраняем основную стойку и заклоняемся к центру предполагаемого поворота (падаем в сторону заднего канта, равномерно загружая пятки) |
50/50 ->50/50 Перекантовка в карвинговых поворотах происходит сразу же после инициации поворота |
Чтобы ехать быстрее, инициировать поворот нужно чуть раньше (отчего траектория движения чуть выпрямится). Если наоборот, - требуется притормозить, можно сильнее закрыть поворот (заехать вверх по склону, сохраняя минимальную для заклона скорость) |
Фаза 2 – ожидание |
Сохраняем основную стойку и заклон, ждем, пока доска развернется по линии падения склона |
50/50 |
В отличие от поворотов с проскальзыванием здесь мы не держим вес на передней ноге для скручивания доски и ожидания перекантовки, а сохраняем заклон и основную стойку |
Фаза 3 – ведение |
Удерживаем основную стойку и заклон |
50/50 |
Иногда в фазе ведения человек инстинктивно уменьшает глубину заклона (страшно же!), делать этого категорически нельзя: иначе доска выйдет из дуги (перейдет в боковое соскальзывание), а вы потеряете контроль над скоростью и самые сильные впечатления от катания |
Фаза 0 => фаза 1, |
И так, пока не кончится склон =) |
|
|
Как ни странно, но карвинговый поворот с заклоном выполнить куда проще, чем любой другой поворот при катании на сноуборде, – в нем практически отсутствует всякая работа с весом, достаточно поймать баланс и вот вы уже в череде скоростных поворотов, способных затмить любые американские горки.
Проблемы же в освоении карвинга на сноуборде возникают вовсе не из-за типа используемого снаряда, – любая доска подходит для выполнения резаного поворота (пусть с теми или иными ограничениями по скорости и глубине заклона), – главная сложность в том, что человеку приходится перестраиваться на новый лад в катании. То, чего раньше ни в коем случае нельзя было делать (застыть в положении 50/50), теперь выступает основой поворота, а от того, с помощью чего удавалось перекантовать доску (удержание веса на передней ноге 70/30), приходится избавляться.… Не удивительно, что карвинговые повороты до сих пор считают привилегией избранных.
Но зачастую новичок даже не пытается приступить к освоению карвинговых поворотов: он убежден общественным мнением в том, что карвинг – это отдельный стиль для которого требуются специальные доски…, а один-два сезона, проведенных на «передней ноге» (без умения правильно переносить вес или желания поэкспериментировать), прочно закрепляют в его сознании это массовое заблуждение. Когда же он решает взять в руки узкую слаломную доску, то сталкивается с той же самой проблемой распределения веса, что и на мягком сноуборде. Разница лишь в том, что теперь он уверен – карвинг – это его стихия, и он убежден, что обязательно станет тем самым супергероем, который парит в невесомости.
В следующей статье мы расскажем о том, как увеличить сцепление со склоном, и получить удовольствие от катания по «льду».
Часть вторая. Практическая
Прежде, чем приступить к освоению карвинговых поворотов запомни:
Первое что ты должен сделать перед тем, как начать движение – это посмотреть вверх по склону и пропустить всех желающих вперед!
Запомни, что для обычных людей ты – непредсказуемая ракета, что пересекает трассу от края до края с огромной скоростью, и пропусти всех «саночников» вперед, пусть будут у тебя на виду, быть шаром для боулинга гораздо безопаснее, чем кеглей, поверь, так будет гораздо безопаснее. =)
Упражнение 1. Полповорота (выполняется без перекантовки)
- Выбери не слишком пологий и достаточно широкий склон, чтобы можно было нормально разогнаться и ни в кого не въехать при этом (подходит середина учебки и новый склон на Уктусе, идеален широкий склон на Волчихе и учебка Ежовой)
- Пропусти «саночников» и разворачивай доску вниз по склону.
Важно! Если ты решил выполнить упражнение на заднем канте, то и стартовать нужно с него, если на переднем, то стартовать нужно, когда ты стоишь на переднем! Перед стартом переворачивайся на нужный кант сидя. Не делай перекантовку перед выполнением этого упражнения, иначе "застрянешь" на передней ноге и уйдешь в проскальзывание. |
- Разгоняйся и держи вес в положении 50/50. В движении чуть сместись к пяткам или носкам сноуборда (доска при этом не должна входить в боковое соскальзывание и дрифт, ты катишься на плоскости по-прямой, чуть врезаясь одним кантом)
- Сделай небольшой заклон и закантуй доску.
- Держи равновесие и сохраняй основную стойку (чуть согнутые колени помогут амортизировать неровности склона и сохранять баланс), пока не заедешь вверх по склону, и скорость не снизится
- Как только скорость начнет снижаться – отклоняйся в обратную сторону (уменьшай заклон, чтобы не упасть) и останавливайся
- Посмотри на свой след – он должен выглядеть как узкая полоса, и четко прослеживаться на любом склоне (подготовка склонов ковровыми бомбардировщиками и косорукими ратратчиками - не повод кричать, что карвинг - это не твое =)))
- Выполни пол поворота на другом канте
- Добейся четкости и легкости выполнения этого упражнения, оно – основа всех карвинговых поворотов
Если ты сделал заклон, но доска продолжает пылить и скоблить склон, то, скорее всего:
- вес ушел на переднюю ногу, как в поворотах с проскальзыванием
- угол закантовки слишком мал для карвинга
Упражнение 2. Полтора поворота (выполняется с одной перекантовкой)
- Разгоняйся и начинай выполнять пол-поворота
- В конце фазы ведения, вместо того, чтобы заехать наверх, инициируй следующий поворот (брось вес в сторону другого канта) и меняй кант
- Удерживай вес в положении 50/50 и заезжай вверх по склону, чтобы погасить скорость (не торопись делать много связанных поворотов за один раз, сосредоточься на перекантовке)
- Отрабатывай переход как с заднего канта на передний, так и с переднего канта на задний (переход с переднего канта на задний «страшнее» для новичка, но получается гораздо проще и правильнее, чем с заднего на передний)
Помни, что если скорости нет, то нет и поддерживающей тебя силы.
Упражнение 3. Связанные повороты (выполняется с бесконечным числом перекантовок)
Смотри таблицу и экспериментируй:
- Меняй крутизну склона (пара корявых спусков карвинговыми поворотами по крутой трассе значительно расширит твое сноубордическое мировоззрение), но помни о безопасности!
- Учись катать карвингом как по «льду», так и по мокрой каше
- Меняй глубину заклона и свою скорость с помощью смещения фазы инициации во времени