Карвинг на сноуборде или Миф о резаных поворотах

Карвинговый поворот с заклоном на доске для фристайла (ростовка 151, жёсткость 3).

Карвинг на сноуборде 


Давным-давно среди новичков-сноубордистов считалось, что карвинг на сноуборде — это удел избранных. Что для него обязательно нужна узкая слаломная доска и пластиковые ботинки. Иначе никак.

 

В предыдущей статье мы разобрались в том, что такое повороты и какими они бывают, поняли почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разобрались с поворотом с переносом веса. Сейчас же попробуем понять, в чём секрет резаных поворотов на сноуборде и почему они нужны каждому сноубордисту.


Навигация по статье:



Повороты с проскальзыванием на сноуборде  Карвинговые повороты на сноуборде

Широкий след получается, когда доска тормозит. Узкий — когда сопротивление склона минимально.


Чем карвинг отличается от проскальзывания

Если вы читали статью «методика», то, наверное, помните, что повороты с проскальзыванием нужны, чтобы гасить скорость, катать фрирайд или спокойно спускаться там, где страшно. Их глобальный смысл в том, что хвост держится за склон меньше, чем нос. Поэтому доска едет с «дрифтом». Тот же принцип используют парни на пустых парковках у торговых центров, когда задняя часть авто идёт в разнос.


Карвинговые повороты применяются на подготовленных трассах. В них хвост прижимается к склону наравне с носом, а иногда и чуть больше. За счёт этого доска катится чисто на канте, а скорость стремительно нарастает из-за маленького сопротивления. Представьте себе мотоциклиста, который гоняет по треку и с увеличением скорости наклоняется к земле больше и больше. Вот это и есть карвинг.


Полёт и карвинг — почти синонимы


Ощущения от такого катания разительно отличаются. В карвинговых поворотах, даже на самых пологих трассах, появляется скорость и ощущение полёта. А на крутых участках, чтобы удержаться над доской приходится в прямом смысле «ложиться на склон», иначе доску начинает срывать. Но это не значит, что после освоения карвинга на проскальзывание можно забить, — нет, у него просто другие цели.


Карвинговые повороты и повороты с проскальзыванием

дополняют друг-друга и помогают быстрее расти



Когда вы прокачаете стойку, то без проблем сможете резать на любых досках


Заклон, как основа всего на сноуборде

Заклон — это такое положение частей тела, когда вы стоите в основной стойке перпендикулярно доске. Представьте, что проглотили шпагу и замерли над сноубордом. Такое положение нужно сохранять всё время, пока тело не привыкнет. Потом к нему добавится вертикальная работа, ангуляция, прокат доски и кататься станет комфортнее. Но по-началу нужно потерпеть, потому что заклон — это основа без которой не получится нормально кататься и кайфовать.


С помощью заклона мы ставим доску на кант и делаем повороты. Если вы помните из предыдущей статьи, то повороты на сноуборде получаются за счёт того, что доска прогибается по центру и начинает катиться по радиусу. Так вот, заклон — это база, которая нужна для того, чтобы прогнуть доску и она нужна везде, не только в карвинге. Чем лучше вы будете уметь делать заклоны, тем круче будут получаться все повороты на сноуборде, сил будет тратиться меньше, а кайфа станет в разы больше.

По сути, заклон — это контролируемое «зависание» в воздухе, которое возможно благодаря центробежной силе. Она возникает в момент движения по дуге и старается вытолкнуть нас из поворота, а мы наоборот — падаем и облокачиваемся на неё в погоне за ощущением невесомости и полёта. И его может научиться делать каждый.


Заклон — наиважнейшая часть при катании на доске



Лёха катится карвинговыми поворотами с разгрузкой вверх


Сложности в освоении карвинговых поворотов

Основное условие карвинга на сноуборде – это умение распределять вес по ногам, чтобы сноуборд продавливался чётко по центру, а тело было перпендикулярно доске. Ни характеристики доски, ни качество и крутизна склона не оказывают столь сильного влияния на карвинговый поворот, как умение равномерно распределить и зафиксировать свой вес и удержать при этом основную стойку. Ведь если он смещается к передней ноге, а стойка разрушается, то доска сразу же начинает «пылить» и дуга срывается.


В древние времена считалось, что для карвинга нужны жёсткие слаломные доски с пластиковыми ботинками, но это не совсем так. Для карвинга сгодится любая доска, жёсткая просто помогает компенсировать неточности в движениях и лучше держит скорость при переносе или перераспределении веса. То есть, она не даёт хвосту пылить за счёт большой торсионной жесткости, стабильнее едет, но и пуляет будь-здоров в случае случайных ошибок.

Если говорить о мягких досках, то проще всего учиться будет на классическом кембере со средней жёсткостью. Он стабильный и предсказуемый, поэтому проблем с постановкой на кант возникнуть не должно. Сложнее будет тем, кто катается на обратном или «волнистом» прогибе, потому что для постановки доски на кант придётся точнее распределять вес, а в случае технических косяков хвост захочет прогуляться отдельно.


Держите стойку, ныряйте в заклоны, разрезайте склон




Как освоить карвинговый поворот с заклоном

Карвинговый поворот с заклоном — это самый первый поворот, который подходит для пологих трасс. Центр масс в нём находится далеко сноуборда, поэтому на большой скорости и неровных трассах доску трясёт. В дальнейшем на этот заклон мы будем наслаивать более сложные движения, которые помогут удержаться на синих и красных трассах, выжить на льду.


Самое важное, — это то, что заклон поможет не только научиться делать карвинговые повороты, но и «прокачает» катание вне трасс. А ровная стойка и распределение веса помогут правильно подъезжать к трамплинам и лупить трюки. Для карвинга нужна скорость и чёткое понимание, что доска кататися носом вперёд на канте, а не соскальзывает вниз по склону. Если этого нет, то велика вероятность провалиться внутрь поворота из-за малой центробежной силы или со всей дури «цепануть канта» из-за неправильной траектории движения доски.


При этом не нужно гасить под 100 кмч и со слезами на глазах пытаться закантовать доску. Это не поможет освоить карвинг. Нужна оптимальная скорость и осознанность, тогда всё получится. Мы в вас верим.



Фаза 0 — начально-подготовительная

Здесь мы собираемся с мыслями, правильно стартуем и набираем скорость. Для этого нужно принять основную стойку, развернуть доску вниз по склону и распределить вес 50/50 над тем кантом, на котором стартовали. Затем дать доске набрать скорость.

  • В данном случае мы стартуем сразу с переднего канта и движемся на нём. Никуда не смещаясь.
  • Скорость нужна, чтобы при выполнении заклона появилась центробежная сила на которую мы сможем облокотиться. Иначе мы провалимся внутрь поворота.


Фаза 3 — «инициация» + ведение поворота

Чтобы поехать по дуге, когда скорость станет оптимальной, нам нужно выполнить заклон к центру предполагаемого поворота. В нашем случае — сместиться в сторону переднего канта. Тогда нос и хвост доски одновременно воткнутся в склон, она начнёт продавливаться по центру и покатится по некоему радиусу.

  • Радиус поворота будет зависеть от жёсткости и типа доски, бокового выреза, скорости и крутизны склона, величины заклона.
  • Глубина заклона определяет радиус поворота. Чем сильнее заклон, тем короче будет дуга. Чем прямее мы стоим, тем по большему радиусу движемся.
  • Заклон не допускает случайных изгибов в теле. Если во время движения какая-то часть тела расслабится, то велика вероятность, что доска начнёт пылить из-за изменения в углах закантовки.
  • В начале обучения вес неизбежно будет смещаться к передней ноге. Из-за этого будет получатся проскальзывание. Обратите на это внимание.



Фаза 1 — инициация поворота и перекантовка

Чтобы сменить кант мы расслабляем голеностоп и тянем тело в направлении другого поворота — в сторону заднего канта. Как только окажемся на противоположной стороне сноуборда мы замираем в основной стойке и вновь начинаем набирать скорость.

  • Перекантовка в карвинговых поворотах происходит сразу же после инициации поворота.
  • Практически все карвинговые повороты открытые. Это значит, что перекантовка происходит, когда нос доски ещё катится вниз по склону, а не заезжает поперёк него. Иначе вам просто может не хватить скорости и вы упадёте из-за того, что не на что «облокотиться».
  • Чтобы ехать быстрее, начинать новый поворот надо чуть раньше, тогда траектория движения будет направлена вниз, а не в ширину.
  • Если наоборот, — хочется притормозить, то можно сильнее закрыть поворот и заехать вверх по склону, сохраняя минимальную для карвинга скорость



Фаза 3 – ведение

После инициации и направлении доски вниз по склону скорость начнёт быстро возрастать. За счёт движения по дуге центробежная сила будет выталкивать из поворота, а мы будем упираться в склон и врезаться в снег. Чтобы из поворота не вынесло нам нужно начать увеличивать угол закантовки сноуборда с помощью заклона.

  • Частенько глубина остаётся неизменной, а иногда и вообще — уменьшается. Это приводит к тому, что доска встаёт на плоскость и начинает ехать боковым соскальзыванием, скорость выходит из под контроля, а дуга слишком растягивается.
  • Колени и голеностоп в заклоне должны быть чуть согнуты для амортизации неровностей склона. Особенно это важно в ведении, где перегрузки прогибают доску и на бугорках или льду могут привести к неожиданным срывам. Чаще всего — заднего канта.


Выводы

Как ни странно, но карвинговый поворот с заклоном куда понятнее, чем любой другой поворот при катании на сноуборде. Ведь в нём практически отсутствует работа с весом, а чтобы поехать, достаточно встать в основную стойку, поймать баланс и не трусить. Доска всё сделает сама не смотря на её жёсткость и предназначение.


Проблемы же в освоении карвинга на сноуборде возникают из-за недостаточного наката, боязни скорости и разрушения основной стойки. И это не удивительно, ведь в обычной жизни мы не замираем под углами в 30 и более градусов по отношению к земле. Собственно, поэтому карвинг и вызывает столько эмоций.


сноуборд был создан для карвинга,

не лишайте себя кайфа



Упражнения

Прежде, чем выполнять упражнения и кататься карвинговыми поворотами, обязательно посмотрите наверх и пропустите всех вперёд. Тому, кто недавно катается или привык ездить по-прямой, ваша траектория может показаться непредсказуемой. Поэтому не нужно рисковать понапрасну, берегите себя.



Карвинговый поворот на сноуборде


Упражнение 1. Пол-поворота. Выполняется без перекантовки.

Это основное упражнение, которое помогает добиться резаного ведения и избавиться от проскальзывания. Наша задача в нём — получить ровный узкий след на протяжении всей дуги.

 

  • Выберите не слишком пологий и достаточно широкий склон, чтобы можно было нормально разогнаться и ни в кого не въехать при этом. Подойдёт середина учебной трассы и новый склон на Уктусе, широкий склон на Волчихе и учебка Ежовой.
  • Перевернитесь на тот кант, на котором будете стартовать, но сделайте это сидя. Перед выполнением упражнения нельзя делать перекантовку каким-либо способом, потому что тогда вес гарантированно застрянет на передней ноге, да так и останется там, а доска будет пылить.
  • Посмотрите наверх и пропустите катающихся вперёд.
  • Теперь вставайте и разворачивайте доску вниз по склону. Когда она начнёт разгоняться проконтролируйте, что стоите ровно по-центру сноуборда и немного загружаете нужный кант. Доска при этом не должна катиться боком или дрифтить.
  • Когда проедете метра четыре сделайте небольшой заклон внутрь поворота и закантуйте доску с помощью голеностопа. Напрягите его.
  • Держите равновесие и сохраняйте основную стойку, пока доска не начнёт заезжать вверх по склону. Когда это случится, то скорость снизится, поддерживающая сила уменьшится и вам нужно будет отклониться в обратную сторону, чтобы не упасть. Обычно с первого раза это ни у кого не получается, поэтому готовьтесь к небольшому падению.
  • Посмотрите на свой след. Он должен выглядеть, как узкая полоса и чётко прослеживаться на любом склоне и при этом закругляться наверх.
  • Перевернитесь сидя на нужный кант и сделайте пол-поворота в другую сторону.
  • Добейтесь чёткости выполнения этого упражнения и не переходите дальше, пока оно не начнёт стабильно получатся. Проще всего учиться этому с утра, когда склоны ещё ровные, а людей не так много. Следите за весом, он должен быть ровно по-центру.


Упражнение 2. Полтора поворота. Выполняется с одной перекантовкой

Нужно, чтобы научиться менять кант и привыкнуть к скорости.

 

  • Посмотрите наверх, пропустите всех и стартуйте с нужного канта.
  • Сделайте пол-поворота, но не заезжайте наверх, а сохраните скорость.
  • В момент, когда доска еще не заехала поперёк склона, расслабьте голеностоп и потянитесь в сторону противоположного канта.
  • Когда окажетесь на другой стороне напрягайте его и контролируйте распределение веса по ногам.
  • Замрите в основной стойке и дайте доске разогнаться.
  • Как только проедете линию ската начинайте увеличивать угол закантовки и заклон, чтобы вас выкатило наверх, а доска остановилась.
  • Отдышитесь и повторите снова.
  • Затем сделайте тоже самое, но стартуйте с другого канта.  

 

Важно!

Если доска будет катиться даже с минимальным дрифтом, то риск цепануть канта многократно возрастёт. Здесь мы ещё не переносим вес к передней ноге и в случае неправильной траектории доска цепляется сразу всем кантом за снег, а вы летите кубарем.




Упражнение 3. Связанные повороты

  • Когда научитесь стабильно делать полтора поворота с обоих кантов, соедините их в единое целое и кайфуйте.
  • Потом попробуйте поменять крутизну склона или тип покрытия. Это даст сильный толчок вперёд вашей технике. Но помните о безопасности!
  • Меняйте радиус поворота и свою скорость с помощью смещения инициации во времени и глубины заклона.



Статьи по теме:

Как кататься на сноуборде

Рассказываем, что такое повороты и какими они бывают. Объясняем, почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разбираемся как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела и как избежать ошибок прошлого.


Методика обучения катанию на сноуборде. Типы поворотов и трюки

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов

Комментарии
Добавить комментарий
Иван
Иван
Хорошая статья!))) побольше бы сделали по сноуборду)))
комментировать
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
Хороший ,понятный рисунок ,и подробный .Описание тоже .Технически грамотный и образованный человек написал.Спасибо.
Yulek
Yulek
Отличная статья!!!! Сейчас попробовала прям так как написано сделать и заработало!!!!!!
комментировать
просто
просто
Дельная статейка. Немного суховато. Ведь дуга - это эмоции. :)
комментировать
Виталя
Виталя
Согласен! Я с эмоциями учусь по ней!!
Balaam
Balaam
Отличная статья! Очень помогло, спасибо!
комментировать