Карвинг на сноуборде или Миф о резаных поворотах

Карвинговый поворот с заклоном на доске для фристайла (ростовка 151, жёсткость 3).


Давным-давно среди новичков-сноубордистов считалось, что карвинг на сноуборде — это удел избранных. Что для него обязательно нужна узкая слаломная доска и пластиковые ботинки. Иначе никак.

 

В предыдущей статье мы разобрались в том, что такое повороты и какими они бывают, поняли почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разобрались с поворотом с переносом веса. Сейчас же попробуем понять, в чём секрет резаных поворотов на сноуборде и почему они нужны каждому сноубордисту.

Карвинг на сноуборде 



Самоучитель по технике катания:



Что вы узнаете

  1. Чем карвинговые повороты отличаются от поворотов с проскальзыванием и в чём их сходство.
  2. Что такое заклон и почему без него сноуборд превращается в обыкновенные санки.
  3. Какие есть сложности в освоении карвинговых поворотов.
  4. Как сделать базовый карвинговый поворот с заклоном.
  5. Упражнения, которые помогут освоить резаные дуги.



Повороты с проскальзыванием на сноуборде  Карвинговые повороты на сноуборде

Широкий след получается, когда доска тормозит. Узкий — когда сопротивление склона минимально.


Чем карвинг отличается от проскальзывания

Если вы читали статью «методика», то, наверное, помните, что повороты с проскальзыванием нужны, чтобы гасить скорость, катать фрирайд или спокойно спускаться там, где страшно. Их глобальный смысл в том, что хвост держится за склон меньше, чем нос. Поэтому доска едет с «дрифтом». Тот же принцип используют парни на пустых парковках у торговых центров, когда задняя часть авто идёт в разнос.


Карвинговые повороты применяются на подготовленных трассах. В них хвост прижимается к склону наравне с носом, а иногда и чуть больше. За счёт этого доска катится чисто на канте, а скорость стремительно нарастает из-за маленького сопротивления. Представьте себе мотоциклиста, который гоняет по треку и с увеличением скорости наклоняется к земле больше и больше. Вот это и есть карвинг.


Полёт и карвинг — почти синонимы


Ощущения от такого катания разительно отличаются. В карвинговых поворотах, даже на самых пологих трассах, появляется скорость и ощущение полёта. А на крутых участках, чтобы удержаться над доской приходится в прямом смысле «ложиться на склон», иначе доску начинает срывать. Но это не значит, что после освоения карвинга на проскальзывание можно забить, — нет, у него просто другие цели.


Карвинговые повороты и повороты с проскальзыванием

дополняют друг-друга и помогают быстрее расти



Когда вы прокачаете стойку, то без проблем сможете резать на любых досках


Заклон, как основа всего на сноуборде

Заклон — это такое положение частей тела, когда вы стоите в основной стойке перпендикулярно доске. Представьте, что проглотили шпагу и замерли над сноубордом. Такое положение нужно сохранять всё время, пока тело не привыкнет. Потом к нему добавится вертикальная работа, ангуляция, прокат доски и кататься станет комфортнее. Но по-началу нужно потерпеть, потому что заклон — это основа без которой не получится нормально кататься и кайфовать.


С помощью заклона мы ставим доску на кант и делаем повороты. Если вы помните из предыдущей статьи, то повороты на сноуборде получаются за счёт того, что доска прогибается по центру и начинает катиться по радиусу. Так вот, заклон — это база, которая нужна для того, чтобы прогнуть доску и она нужна везде, не только в карвинге. Чем лучше вы будете уметь делать заклоны, тем круче будут получаться все повороты на сноуборде, сил будет тратиться меньше, а кайфа станет в разы больше.

По сути, заклон — это контролируемое «зависание» в воздухе, которое возможно благодаря центробежной силе. Она возникает в момент движения по дуге и старается вытолкнуть нас из поворота, а мы наоборот — падаем и облокачиваемся на неё в погоне за ощущением невесомости и полёта. И его может научиться делать каждый.


Заклон — наиважнейшая часть при катании на доске



Лёха катится карвинговыми поворотами с разгрузкой вверх


Сложности в освоении карвинговых поворотов

Основное условие карвинга на сноуборде – это умение распределять вес по ногам, чтобы сноуборд продавливался чётко по центру, а тело было перпендикулярно доске. Ни характеристики доски, ни качество и крутизна склона не оказывают столь сильного влияния на карвинговый поворот, как умение равномерно распределить и зафиксировать свой вес и удержать при этом основную стойку. Ведь если он смещается к передней ноге, а стойка разрушается, то доска сразу же начинает «пылить» и дуга срывается.


В древние времена считалось, что для карвинга нужны жёсткие слаломные доски с пластиковыми ботинками, но это не совсем так. Для карвинга сгодится любая доска, жёсткая просто помогает компенсировать неточности в движениях и лучше держит скорость при переносе или перераспределении веса. То есть, она не даёт хвосту пылить за счёт большой торсионной жесткости, стабильнее едет, но и пуляет будь-здоров в случае случайных ошибок.

Если говорить о мягких досках, то проще всего учиться будет на классическом кембере со средней жёсткостью. Он стабильный и предсказуемый, поэтому проблем с постановкой на кант возникнуть не должно. Сложнее будет тем, кто катается на обратном или «волнистом» прогибе, потому что для постановки доски на кант придётся точнее распределять вес, а в случае технических косяков хвост захочет укатить не туда.


Держите стойку, ныряйте в заклоны, режте склон




Как освоить карвинговый поворот с заклоном

Карвинговый поворот с заклоном — это самый первый поворот, который подходит для пологих трасс. Центр масс в нём находится далеко сноуборда, поэтому на большой скорости и неровных трассах доску трясёт. В дальнейшем на этот заклон мы будем наслаивать более сложные движения, которые помогут удержаться на синих и красных трассах, выжить на льду.


Самое важное, — это то, что заклон поможет не только научиться делать карвинговые повороты, но и «прокачает» катание вне трасс. А ровная стойка и распределение веса помогут правильно подъезжать к трамплинам и лупить трюки. Для карвинга нужна скорость и чёткое понимание, что доска кататися носом вперёд на канте, а не соскальзывает вниз по склону. Если этого нет, то велика вероятность провалиться внутрь поворота из-за малой центробежной силы или со всей дури «цепануть канта» из-за неправильной траектории движения доски.


При этом не нужно гасить под 100 кмч и со слезами на глазах пытаться закантовать доску. Это не поможет освоить карвинг. Нужна оптимальная скорость и осознанность, тогда всё получится. Мы в вас верим.



Фаза 0 — начально-подготовительная

Здесь мы собираемся с мыслями, правильно стартуем и набираем скорость. Для этого нужно принять основную стойку, развернуть доску вниз по склону и распределить вес 50/50 над тем кантом, на котором стартовали. Затем дать доске набрать скорость.

  • В данном случае мы стартуем сразу с переднего канта и движемся на нём. Никуда не смещаясь.
  • Скорость нужна, чтобы при выполнении заклона появилась центробежная сила на которую мы сможем облокотиться. Иначе мы провалимся внутрь поворота.


Фаза 3 — «инициация» + ведение поворота

Чтобы поехать по дуге, когда скорость станет оптимальной, нам нужно выполнить заклон к центру предполагаемого поворота. В нашем случае — сместиться в сторону переднего канта. Тогда нос и хвост доски одновременно воткнутся в склон, она начнёт продавливаться по центру и покатится по некоему радиусу.

  • Радиус поворота будет зависеть от жёсткости и типа доски, бокового выреза, скорости и крутизны склона, величины заклона.
  • Глубина заклона определяет радиус поворота. Чем сильнее заклон, тем короче будет дуга. Чем прямее мы стоим, тем по большему радиусу движемся.
  • Заклон не допускает случайных изгибов в теле. Если во время движения какая-то часть тела расслабится, то велика вероятность, что доска начнёт пылить из-за изменения в углах закантовки.
  • В начале обучения вес неизбежно будет смещаться к передней ноге. Из-за этого будет получатся проскальзывание. Обратите на это внимание.



Фаза 1 — инициация поворота и перекантовка

Чтобы сменить кант мы расслабляем голеностоп и тянем тело в направлении другого поворота — в сторону заднего канта. Как только окажемся на противоположной стороне сноуборда мы замираем в основной стойке и вновь начинаем набирать скорость.

  • Перекантовка в карвинговых поворотах происходит сразу же после инициации поворота.
  • Практически все карвинговые повороты открытые. Это значит, что перекантовка происходит, когда нос доски ещё катится вниз по склону, а не заезжает поперёк него. Иначе вам просто может не хватить скорости и вы упадёте из-за того, что не на что «облокотиться».
  • Чтобы ехать быстрее, начинать новый поворот надо чуть раньше, тогда траектория движения будет направлена вниз, а не в ширину.
  • Если наоборот, — хочется притормозить, то можно сильнее закрыть поворот и заехать вверх по склону, сохраняя минимальную для карвинга скорость



Фаза 3 – ведение

После инициации и направлении доски вниз по склону скорость начнёт быстро возрастать. За счёт движения по дуге центробежная сила будет выталкивать из поворота, а мы будем упираться в склон и врезаться в снег. Чтобы из поворота не вынесло нам нужно начать увеличивать угол закантовки сноуборда с помощью заклона.

  • Частенько глубина остаётся неизменной, а иногда и вообще — уменьшается. Это приводит к тому, что доска встаёт на плоскость и начинает ехать боковым соскальзыванием, скорость выходит из под контроля, а дуга слишком растягивается.
  • Колени и голеностоп в заклоне должны быть чуть согнуты для амортизации неровностей склона. Особенно это важно в ведении, где перегрузки прогибают доску и на бугорках или льду могут привести к неожиданным срывам. Чаще всего — заднего канта.



Выводы

Как ни странно, но карвинговый поворот с заклоном куда понятнее, чем любой другой поворот при катании на сноуборде. Ведь в нём практически отсутствует работа с весом, а чтобы поехать, достаточно встать в основную стойку, поймать баланс и не трусить. Доска всё сделает сама не смотря на её жёсткость и предназначение.


Проблемы же в освоении карвинга на сноуборде возникают из-за недостаточного наката, боязни скорости и разрушения основной стойки. И это не удивительно, ведь в обычной жизни мы не замираем под углами в 30 и более градусов по отношению к земле. Собственно, поэтому карвинг и вызывает столько эмоций.


сноуборд был создан для карвинга,

не лишайте себя кайфа




Упражнения

Прежде, чем выполнять упражнения и кататься карвинговыми поворотами, обязательно посмотрите наверх и пропустите всех вперёд. Тому, кто недавно катается или привык ездить по-прямой, ваша траектория может показаться непредсказуемой. Поэтому не нужно рисковать понапрасну, берегите себя.



Карвинговый поворот на сноуборде


Упражнение 1. Пол-поворота. Выполняется без перекантовки.

Это основное упражнение, которое помогает добиться резаного ведения и избавиться от проскальзывания. Наша задача в нём — получить ровный узкий след на протяжении всей дуги.

 

  • Выберите не слишком пологий и достаточно широкий склон, чтобы можно было нормально разогнаться и ни в кого не въехать при этом. Подойдёт середина учебной трассы и новый склон на Уктусе, широкий склон на Волчихе и учебка Ежовой.
  • Перевернитесь на тот кант, на котором будете стартовать, но сделайте это сидя. Перед выполнением упражнения нельзя делать перекантовку каким-либо способом, потому что тогда вес гарантированно застрянет на передней ноге, да так и останется там, а доска будет пылить.
  • Посмотрите наверх и пропустите катающихся вперёд.
  • Теперь вставайте и разворачивайте доску вниз по склону. Когда она начнёт разгоняться проконтролируйте, что стоите ровно по-центру сноуборда и немного загружаете нужный кант. Доска при этом не должна катиться боком или дрифтить.
  • Когда проедете метра четыре сделайте небольшой заклон внутрь поворота и закантуйте доску с помощью голеностопа. Напрягите его.
  • Держите равновесие и сохраняйте основную стойку, пока доска не начнёт заезжать вверх по склону. Когда это случится, то скорость снизится, поддерживающая сила уменьшится и вам нужно будет отклониться в обратную сторону, чтобы не упасть. Обычно с первого раза это ни у кого не получается, поэтому готовьтесь к небольшому падению.
  • Посмотрите на свой след. Он должен выглядеть, как узкая полоса и чётко прослеживаться на любом склоне и при этом закругляться наверх.
  • Перевернитесь сидя на нужный кант и сделайте пол-поворота в другую сторону.
  • Добейтесь чёткости выполнения этого упражнения и не переходите дальше, пока оно не начнёт стабильно получатся. Проще всего учиться этому с утра, когда склоны ещё ровные, а людей не так много. Следите за весом, он должен быть ровно по-центру.


Упражнение 2. Полтора поворота. Выполняется с одной перекантовкой

Нужно, чтобы научиться менять кант и привыкнуть к скорости.

 

  • Посмотрите наверх, пропустите всех и стартуйте с нужного канта.
  • Сделайте пол-поворота, но не заезжайте наверх, а сохраните скорость.
  • В момент, когда доска еще не заехала поперёк склона, расслабьте голеностоп и потянитесь в сторону противоположного канта.
  • Когда окажетесь на другой стороне напрягайте его и контролируйте распределение веса по ногам.
  • Замрите в основной стойке и дайте доске разогнаться.
  • Как только проедете линию ската начинайте увеличивать угол закантовки и заклон, чтобы вас выкатило наверх, а доска остановилась.
  • Отдышитесь и повторите снова.
  • Затем сделайте тоже самое, но стартуйте с другого канта.  

 

Важно!

Если доска будет катиться даже с минимальным дрифтом, то риск цепануть канта многократно возрастёт. Здесь мы ещё не переносим вес к передней ноге и в случае неправильной траектории доска цепляется сразу всем кантом за снег, а вы летите кубарем.




Упражнение 3. Связанные повороты 

  • Когда научитесь стабильно делать полтора поворота с обоих кантов, соедините их в единое целое и кайфуйте.

  • Потом попробуйте поменять крутизну склона или тип покрытия. Это даст сильный толчок вперёд вашей технике. Но помните о безопасности!

  • Меняйте радиус поворота и свою скорость с помощью смещения инициации во времени и глубины заклона.



Запомнить

  1. Любая доска подходит для катания карвинговыми поворотами с теми или иными ограничениями. 
  2. Основное условие для резаной дуги — это одинаковое «сцепление» носа и хвоста сноуборда со склоном.
  3. Без умения делать заклон и прогибать доску продольно сноуборд может катиться только прямо. Умение делать заклон — это тот навык, который прокачивает катание целиком.
  4. Карвинговый поворот с заклоном подходит только для самых простых трасс. Он, как и поворот с проскальзыванием с переносом веса, служит фундаментом для дальнейшего прогресса и развития навыков.
  5. Подходящий склон и отсутствие людей помогут быстрее почувствовать разницу между поворотами. Потребуется много попыток.



Что дальше

В следующий раз поговорим с вами о вертикальной работе, о том, где она пригодится и как научиться сгибать ноги.







Ещё по теме








Какие повороты бывают, где их использовать. С чего начинать прыгать. Видео
Когда начинается горнолыжный сезон на Урале

Рассказываем, когда стартует сезон и почему не стоит ждать снегопадов, чтобы поехать кататься

Слайд на сноуборде

Рассказываем про трюк в котором ваша доска катится по линии ската, но развёрнута поперёк неё на 90°

Методика обучения катанию на сноуборде

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста, типами поворотов и где их применять, чтобы было хорошо


Комментарии
Добавить комментарий
Иван
Иван
Хорошая статья!))) побольше бы сделали по сноуборду)))
комментировать
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
ВАЛИАХМЕТОВ ИЛЬШАТ НУРСАИТОВИЧ
Хороший ,понятный рисунок ,и подробный .Описание тоже .Технически грамотный и образованный человек написал.Спасибо.
Yulek
Yulek
Отличная статья!!!! Сейчас попробовала прям так как написано сделать и заработало!!!!!!
комментировать
просто
просто
Дельная статейка. Немного суховато. Ведь дуга - это эмоции. :)
комментировать
Виталя
Виталя
Согласен! Я с эмоциями учусь по ней!!
Balaam
Balaam
Отличная статья! Очень помогло, спасибо!
комментировать