Как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде?

Как пользоваться подъёмником на сноуборде

— Подъемник на сноуборде? Не, я лучше в другой раз попробую, когда никого не будет...

 А чего так? С ним же быстрее наверх подниматься и заодно силы экономишь.

 Да видишь в чём дело... Я когда в первый раз думал как его схватить, то не рассчитал скорость и получил бугелем по лбу. Да так, что в ушах до дома звенело.

А в следующий раз была колея. Я зацепился кантом и упал, но палку не отпустил. Ехал на спине, пока работники подъёмник не отключили. Они мне даже что-то кричали — мол, отходи скорей в сторону, не задерживай очередь. А внизу уже собралась толпа и все смотрят так... осуждающе...



В этой статье мы расскажем о том, как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде. Расскажем, какие типы подъемников бывают, и зачем нужно отстегивать одну ногу при их использовании. Поделимся личным опытом, чтобы вы могли представить основные ошибки и избежать их при обучении. 


Навигация по статье:



Бугельный подъемник


Зачем нужен подъемник при катании на сноуборде и когда им лучше начинать пользоваться?

Цель большинства механизмов и машин – облегчить жизнь человека, высвободить время и энергию для более интересных дел. Подъемник тут не исключение. Он позволяет сэкономить силы для экстремальных спусков, ради которых люди встают на горные лыжи и сноуборды. Изобретение горнолыжных подъемников спровоцировало бурный рост технического мастерства спортсменов и популяризацию горных лыж и сноуборда.


Бугельный подъёмник при катании на сноуборде часто вызывает у новичков сложности. Дело в том, что при подъёме на нём нужно стоять на всей плоскости доски и одновременно удерживаться в колее. Если вы впервые встаёте на доску, а в запасе у вас пара часов, то проще и быстрее учиться, когда вы поднимаетесь пешком вверх по склону.


Новичкам мы советуем сначала понять как управлять доской внизу учебных трасс: как тормозить, ехать в бок, выполнять повороты с переносом веса. Тогда вылететь из колеи будет сложнее, а риск подняться наверх и застрять на вершине будет меньше. Но в любом случае первые 5-10 подъёмов потребуют проявить вас всю сноровку и выдержку.   



Бугельный подъемник на сноуборде

Бугельный подъёмник — самый распрастранённый тип на Урале


Какие бывают подъемники

Бугельные подъёмники бывают двух типов: с тарелкой и Т-образные. Разница в том, что «тарелка» везёт одного человека, а «швабра» — сразу двух. Принцип использования у них одинаковый — хватаете свободный конец внизу склона, зажимаете между ног и поднимаетесь наверх. Такие подъёмники стоят на Уктусе, Лиственной, Волчихе, Пильной, Тёплой, Ежовой, Белой.    


Ленточный подёмник на учебной трассе Розы хутор


Траволатор или ленточный. Представляет собой крутящуюся ленту, которую положили вдоль склона. Он идеально подходит для новичков, но крутится слишком медленно. Чтобы использовать, нужно встать на ленту с доской в руках или пристёгнутой ногой и просто стоять. Такие подъёмники можно встретить в Солнечной долине, Губахе, Розе хутор.


Кресельный подъемник на сноуборде

Кресельный подъёмник на Ежовой долго поднимает наверх. 


Кресельные подъёмники. Тут, вместо того, чтобы стоять на ногах вы садитесь на специальное сиденье. Кресла бывают двух, трёх, четырёх, шестиместными. Бывают с подогревом и защитным куполом от ветра. Они помогают ногам отдохнуть, но в мороз на них замерзаешь быстрее, поэтому одевайтесь теплее. Встречаются на Ежовой, Белой, в Солнечной долине, на Розе хутор.  


Кабинка из Банного под Магнитогорском


Гондольные — это утеплённый брат кресельного подъёмника. Внутри них находятся скамейки с местами для 8 человек. Классно, но с непривычки иногда укачивает от скорости подъёма и заледеневших окон. Есть на Банном, в Розе хутор.  


Кресельные и гондольные подъемники не вызывают у сноубордистов проблем. Сложности могут возникнуть при спуске вниз. Если вы в первый раз встаёте на доску и поднялись на самый верх, то спуск может стать суровым испытанием для ног. 


У каждого комплекса свои пропуска на подъёмник


Как выгоднее пользоваться подъемником на сноуборде?

Чтобы использовать подъёмник для начала вам нужно будет купить специальный пропуск — скипасс. Они бывают пластиковыми или бумажными. Пластиковые прикладываются к турникетам, как в метро и работают через ткань курточек, в которых есть специальные карманы. Бумажные нужно прислонять специальным штрих-кодом к считывателю или просто показывать сотрудникам центра, чтобы вас пропустили.


На горнолыжных комплексах есть три «тарифа»:

  • тариф «почасовой», — когда через турникет можно проходить, пока не закончится оплаченное время. При этом передавать карточку другу для одновременного катания не имеет смысла, потому что задержка между проходами составляет где-то 4-5 минут. Такие абонементы действуют только в день покупки и активируются либо при первом проходе, либо через 10-15 минут после приобретения. Лучше сразу уточнить на кассе. Стоимость зависит от времени и продолжительности катания. В часы пик дороже, а при оптовых покупках — скидки.
  • тариф «поразовый», — когда через турникет можно пройти столько раз, сколько было куплено. Такие абонементы, чаще всего, действуют не только в день покупки, но и весь оставшийся сезон. Чаще всего задержки между проходами нет, а стоимость может зависеть от количества подъемов.
  • тариф «бесплатный», — когда в качестве подъемника используется сила своих ног. Кататься на этом тарифе можно сколь угодно долго, и даже когда ГЛК не работает, а подняться столько раз, насколько хватит сил и энергии.

Подробнее о том, когда выгоднее использовать каждый из вышеописанных «тарифов» смотрите в таблице.


Используйте тариф «Почасовой»

Используйте тариф «Поразовый»

Используйте тариф «Бесплатный»

Если не хочется ничего отрабатывать, а хочется веселья и фановых спусков с максимальной выкладкой

Если учитесь и оттачиваете мастерство на протяжении всего спуска

Если учитесь и не умеете пользоваться подъемником

Если катаетесь в часы, когда на горе царит спокойствие и безлюдье.

В будни, ранним утром или поздним вечером, либо в мороз, на грани закрытия склонов в -20-25°С

Если приезжаете на гору в часы пик.

Обычно это выходные с 12 до 17

Если очередь на подъемник начинается прямо от кассы

Если предпочитаете неутомимо катать все доступное время, игнорируя обед, туалет и прочие отвлекающие от катания факторы

Если предпочитаете расслабленное и размеренное катание с перерывами на шашлык и неспешные разговоры с приятелями

Если предпочитаете совмещать экстремальные ощущения с программой по избавлению от лишнего веса и тренировкой выносливости (при регулярном катании начинаешь следить за тем, как бы не похудеть, — энергии на обогрев и подъём уходит масса)


Наибольший прогресс при обучении катанию на сноуборде достигается за счет комбинирования всех трех «тарифов».

  • При фановых спусках приобретается необходимый накат и личный опыт. Много личного опыта.
  • При разовых спусках формируется правильная техника. При условии, что вы не выжигаете склон напалмом, а целенаправленно делаете упражнения.
  • При подъеме пешком успеваете обдумать свои ошибки и разглядеть чужие. Одновременно учитесь рационально использовать склон и получать от каждого спуска по максимуму. В гору-то потом ползти ого-го сколько.


Учтите, что если вы не разминаетесь перед катанием на сноуборде с использованием подъемника, то первые три спуска пройдут впустую. Примерно столько работы нужно выполнить, чтобы разогреть мышцы и войти в нужный ритм. Проще всего разминаться непосредственно во время подъёма. Помашите руками, покрутите корпусом, поприседайте. Так вы снизите риск растяжений и травм.




Сноубордист откатывается в сторону на третьем склоне Волчихи


Зачем отстёгивать заднюю ногу

С бугельными подъемниками у сноубордистов часто возникают сложности. И этому есть простое объяснение – их использование невозможно без постановки доски на всю скользящую поверхность целиком, а такое положение очень нестабильно. При случайных колебаниях веса канты цепляются за снег и вы тут же летите на склон. Особенно, когда трасса под подъемником разбита и напоминает бобслей.


Когда вы отстёгиваете заднюю ногу, то упрощаете себе жизнь. Нередко, при подходе к подъёмнику собираются очереди. Люди стоят и идут друг за другом и из-за этого на земле появляются неровности. Поэтому с двумя пристёгнутыми ногами вы будете постоянно укатываться куда-то в сторону и царапать кантами чужое снаряжение. Придётся напрягать лишние мышцы и ловить баланс, вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть перед очередным спуском.


Перемещаться с двумя пристёгнутыми ногами сложно, а на самом подъёмнике это отнимает лишние силы, особенно, когда крепления стоят неоправданно широко. Мы рекомендуем отстёгивать заднюю ногу, потому что так легче подойти или сойти с подъёмника, проще среагировать в случае опасности, а во время подъёма расслабляются «катальные мышцы». 


Если вы никогда не отстёгивали заднюю ногу, то поначалу могут возникнуть сложности из-за того, что она будет соскальзывать. Но они с лихвой компенсируются в будущем, когда за счёт более экономной траты сил вы будете кататься дольше и делать это активнее.


Преимущества подъёма на сноуборде с одной отстёгнутой ногой:

  • Проще стоять в очереди и двигаться вместе с ней
  • Легче подходить к месту посадки и отходить при высадке, особенно, когда склон кривой
  • Во время подъёма легче держать бугель, а «катальные» мышцы расслабляются
  • Можно оттолкнуться свободной ногой и восстановить равновесие при падении или объезде препятствия
  • Когда вы пристёгиваете ногу, то отдыхаете
  • Прокачивается баланс


С двумя пристёгнутыми ногами:

  • Экономится немного времени на пристёгивание на вершине
  • Не приходится садиться на снег, но мышцы устают быстрее
  • Оправдано, когда вам нужно подниматься на небольшие расстояния. Например, чтобы спускаться через сноупарк

  


Очередь на подъёмник в новогодние праздники


Упражнения

При использовании бугельного подъемника есть ряд основных правил, из-за нарушения которых происходят падения:

  • место старта должно быть удобным, потому что трудно ухватиться за подъемник, когда скатываешься ему навстречу или врезаешься в холм при старте
  • подъемник – это не кресло и садиться на него не нужно. Бугель тянет вперёд, а не вверх, поэтому стоять нужно на ногах
  • вес должен быть равномерно распределен по ногам
  • голова и плечи не должны заваливаться и наклоняться. Держать их нужно ровно, а колени — чуть подсогнуть для амортизации неровностей


Чтобы научиться пользоваться подъемником или почувствовать себя на нём более спокойно потребуется пройти несколько этапов. Давайте посмотрим. 


Самокат и спуск по-прямой

Это базовое упражнение, которое помогает передвигаться по склону и прокачивает баланс. Если вы читали статью про основную стойку, то уже знакомы с ним. Обязательно проделайте его несколько раз, прежде, чем цепляться за бугель.

 

Напоминаем, что пристёгнутая нога всегда катится вперёд первой. Это относится и к подъёмнику и к движению по склону.


  • Найдите ровный и пологий участок склона, где вы не будете никому мешать.
  • Пристегивайте переднюю ногу и немного привыкните к доске: покатайте из стороны в сторону, поперешагивайте свободной ногой через сноуборд, поднимите и покрутитесь вокруг своей оси.
  • Теперь начинайте отталкиваться задней, как будто катитесь на самокате или скейте. Сначала покатайтесь по прямой, а потом по кругу. По часовой стрелке и против. Пусть свободная нога будет в центре этого круга.  
  • Как только почувствуете себя уверенно, найдите крохотный уклон с достаточным для остановки выкатом. 
  • Теперь разверните сноуборд вниз по склону и поставьте на него заднюю ногу рядом с креплением. Сделайте спуск в основной стойке. Не пытайтесь как-то управлять доской и перемещаться от канта к канту. Пусть она сама скатится вниз по склону и остановится. Надеемся, что вы не забирались на Эверест, чтобы отработать это упражнение.
  • Поднимитесь с помощью самоката и усложните себе задачу: поприседайте, поднимите заднюю ногу, дотянитесь до носа и хвоста доски во время спуска, покрутите головой.


Выбор места старта

Одно из самых важных умений, которое поможет легче стартовать.  


  • Понаблюдайте за тем, где стартует большинство сноубордистов и лыжников. Скорее всего, в этом месте выкатана самая большая и глубокая яма. Будьте готовы к тому, что она попытается вас остановить и причинить кучу неудобств. Чтобы облегчить себе жизнь на начальном этапе выбирайте место поровнее. Немного выше или ниже.
  • Вставать к пролетающим бугелям надо так, чтобы длины рук хватало для спокойного подтягивания бугеля и вам не приходилось тянуться к ним всем телом или наклоняться вперед. Бугели должны пролетать перед вами на расстоянии примерно 30-50 см. Ловить их за спиной жутко неудобно.
  • Если ямы избежать никак не удаётся, то при старте нужно будет упереться пяткой задней ноги в снег. Носок при этом должен стоять рядом с креплением. Во время старта нужно будет подтолкнуть ногу вперед и зафиксировать на доске.


Старт

Первые разы новички сильно переживают из-за того, что задерживают очередь или выглядят глупо. Отбросьте эти мысли, потому что все через это проходили. Для душевного комфорта постарайтесь выбрать такое время, когда никто не будет подгонять сзади, чтобы вы могли сосредоточиться и спокойно пропускать летящие мимо бугели.


  • Подходите к месту старта и разворачивайтесь передней ногой вверх по склону
  • Если начинаете скатываться в яму, то выставляйте пятку на снег
  • Пропустите пару бугелей, чтобы понять, удобно ли их хватать. Обратите внимание, что у бугеля снизу есть закругление, которое похоже на крюк. Крюк этот должен быть развёрнут правильным образом. Представьте, что вы рыба, которую тащат за ногу и разверните его правильно. 
  • Когда будете готовы, то хватайте бугель и просовывайте тарелку под пятую точку. Но не наклоняйте голову, потому что можно получить по ней палкой.
  • Во время старта чуть напрягите мышцы, чтобы компенсировать рывок пружины в бугеле
  • Отцепите заднюю руку, чтобы сноуборд не развернуло поперек склона из-за скручивания в верхней части корпуса


Подъемник на сноуборде с одной отстегнутой ногой

Движение на подъемнике

Основные сложности при движении вызывает колея. Поэтому совсем новичкам лучше приходить на склон, когда она ещё не появилась. Например рано утром или в мороз, когда снег держится плотно и разбивается дольше.


  • Распределите вес равномерно по ногам. Сначала упирайте отстёгнутю ногу в заднее крепление, чтобы проще ловить баланс. Когда сделаете 50-100 подъёмов, то смещайте её к передней ноге. Такое положение, когда две ноги стоят рядом друг с другом, самое «тёплое» и экономичное. К нему и нужно стремиться.
  • Колени во время подъёма должны быть чуть согнуты, а голова и корпус держаться ровно. Если вы выпрямите ноги, а плечи завалите, то доска встанет на кант и начнёт уезжать по дуге в сторону от подъёмника.
  • Не цепляйтесь со всей силы в бугель и отцепите заднюю руку. Постарайтесь поймать ровное положение и расслабиться, а то передняя рука будет мёрзнуть и уставать.
  • Если будете падать, то не держитесь за бугель из последних сил, а отпускайте его и отползайте в сторону.


Сход

  • Чтобы слезть, потяните палку бугеля на себя и откиньте её в сторону.
  • Отходите от места высадки и не задерживайтесь. Потому что за вами поднимаются бугеля и едут люди.
  • Выберете место подальше, чтобы не создавать толкотню и пристёгивайте заднюю ногу.



Лайфхак:

На учебных склонах Уктуса или Волчихи можно «прокачаться» за один подъём:

  • цепляетесь за бугель
  • проезжаете пару опор
  • спрыгиваете с него
  • возвращаетесь вдоль подъемника на место старта
  • цепляетесь за бугель и т.д., пока не почувствуете себя уверенно


Цепляться в середине трассы не нужно, потому что сделать это гораздо сложнее и может привести к срыву металлического троса


В среднем, чтобы почувствовать себя более-менее комфортно при подъёме, нужно проехать около километра. Примерно 3-4 подъёма на учебной трассе Уктуса или парочка на Волчихе. Учтите, что у бугельных подъёмников разная скорость движения, поэтому тренируйтесь на учебных трассах.



Статьи по теме:

Как кататься на сноуборде

Рассказываем, что такое повороты и какими они бывают. Объясняем, почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разбираемся как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела и как избежать ошибок прошлого.


Методика обучения катанию на сноуборде. Типы поворотов и трюки

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов

Нет комментариев
Добавить комментарий