Опытные инструктора знают: правильно выбранный склон быстрее приводит к росту мастерства у учеников. Происходит это из-за того, что новые движения осваиваются в подходящих условиях, а повторений хватает для формирования навыка. Даже самый талантливый новичок сталкивается с трудностями на «косых» и неровных склонах, что приводит к ошибкам в технике и снижению скорости прогресса.
В этой статье расскажем о том, как выбрать склон для тренировок и что учесть, чтобы прогрессировать быстрее.
Что вы узнаете:
- Почему одни склоны подходят для тренировок, а другие не очень.
- Критерии выбора склона.
- На каких склонах будет проще изучить те или иные навыки.
- Чем склоны для тренировок отличаются от склонов для катания.
Вельвет и ровный склон здорово упрощает жизнь новичкам
На каких склонах проще учиться
Склон влияет на скорость обучения на любом этапе освоения снаряда: учитесь тормозить, карвить или делать трюки — правильно выбранное место для тренировки — это уже половина успеха.
Когда мы осваиваем что-то новое, то наша задача сделать так, чтобы отвлекаться меньше, а повторять новое движение — больше. Это помогает телу быстрее понять, что от него хотят, а не перестраиваться на изменения обстановки вокруг. От склона напрямую зависит будет ли доска одинаково предсказуемо катиться в обе стороны или в одну сторону будет легче, а в другую —сложнее. «Прилипнет» она к склону или наоборот — разгонится за секунду. Будет послушной всё время или «капризничать» там, где этого не нужно.
Критерии выбора склона:
- Уклон и скорость движения
- Расположение
- Длина и ширина
- Состояние склона
Сейчас разберём их подробнее.
Закрепляем карвинговые повороты с разгрузкой вверх на третьем склоне «Волчихи»
Подходящий уклон и скорость
Скорость сноуборда должна соответствовать тому упражнению, трюку, повороту, который вы хотите сделать. Если катиться слишком быстро, то голове не хватит внимания, чтобы сосредоточиться на правильных движениях. Если ползти — потребуется больше сил для поддержания равновесия.
Для упражнений на основную стойку уклон и скорость должны быть минимальными, чтобы не размотаться. Для того, чтобы научиться тормозить, доска должна ехать, а не останавливаться от встречного ветра, иначе почувствовать что-то будет сложно.
Для освоения базовых карвинговых поворотов не нужен самый крутой склон и космическая скорость: на начальном этапе для них подойдёт большинство учебных склонов. А вот для тренировки поворотов малого радиуса придётся забраться на склон покруче, потому что без разгона не почувствовать нужного эффекта от торможения.
Понять, какой уклон и скорость будут оптимальными для того или иного упражнения без помощи со стороны, сложно. Если вы занимаетесь без инструктора, то оптимальной скоростью можно считать ту, которую вы без труда погасите перед внезапно выскочившим на трассу человеком.
|
Несомненный плюс бугельных подъёмников в том, что от него можно отцепиться там, где удобно тренироваться
Расположение в доступном месте
До тренировочного склона добираться должно быть просто. Если до нужного места нужно ехать на трёх подъёмниках, переходить реку вброд, а затем траверсить три километра на заднем канте, то это будет максимально весело, но неэффективно.
Наши силы не безграничны. Они тратятся на дорогу, очереди на подъёмниках, обогрев, проезд «скучных» частей склона. Поэтому подходящее место должно быть как можно ближе.
Длинные трассы с разнообразным рельефом снижают эффективность тренировки отдельных навыков, но помогают приобрести опыт. Когда рельеф постоянно меняется, то телу приходится каждый раз подстраиваться под новые условия: привыкать к ускорениям, перекосам и состоянию трассы, на слишком крутых или пологих участках переключаться с одного на другое. Например, пытаться сделать карвинговые повороты, а через 50 метров переключаться на проскальзывание или прыжки.
Разные уклоны требуют разной интенсивности движений. Плавный перенос веса на переднюю ногу на пологом склоне приведёт к аккуратной перекантовке, а на крутом — к адскому набору скорости и разносу. И наоборот — то, что эффективно работает на крутом склоне, будет мешать на пологом.
Поэтому новичкам сложно учиться в больших горах. Зачастую там много людей, узкие трассы, а рельеф постоянно меняется, что не даёт сосредоточиться на выполнении конкретного элемента, зато помогает «шлифануть» изученное окружающей средой.
|
Ширина «учебного» склона на «Волчихе» составляет около 100 м
Подходящая длина и ширина
Длинный, широкий склон с одинаковым уклоном идеально подойдёт для освоения новых элементов.
Длина «тренировочной трассы» помогает повторять движения в одинаковых условиях и сделать это достаточное количество раз. Если длины склона хватает на два карвинговых поворота, а потом приходится переключаться на трюки или докатываться до подъёмника по прямой, то прогресс будет идти медленнее, чем если бы длины хватало на двадцать поворотов.
С шириной та же штука. Одни из самых эффективных упражнений для понимания происходящего — гирлянды — делаются от края до края склона на одном канте. Если после каждого движения приходится садиться, переворачиваться или неосознанно перекантовываться, то почувствовать доску будет сложнее. То же относится и к трюкам на вращения, которые сначала делаются поперёк линии ската, а не вниз по склону.
|
Состояние склонов меняется на протяжении всего сезона
Состояние склона в текущий момент
Даже самый идеальный склон может не подойти из-за его текущего состояния. Трасса может быть выкатана до льда или наоборот — присыпана свежим снегом так, что доска не сдвинется с места. На склоне могут стоять вешки спортсменов, он может быть разбит до бугров или очередь на подъёмник начинаться от самой парковки. Всё это влияет на скорость обучения.
Состояние снега на склоне бывает разным:
- В тёплую погоду около –2°…0°С снег влажный и сырой, прилипает к доске комками, не даёт ей трогаться с места и разгоняться. Если привыкнуть к такому склону, а затем прийти на него при температуре около –5…10°С, то сноуборд покатится значительно быстрее и к этому нужно быть готовым.
- При отрицательных температурах ниже –18°С снег начинает «электризоваться» и налипать на поверхность скользяка. Это тоже приводит к тому, что доски начинают катиться хуже. По крайней мере до тех пор, пока вы не освоите карвинговые повороты.
- Снег может быть мягким, плотным, жёстким, льдом. Мягкий снег сильнее тормозит доску и быстрее превращается в бугры от лыж и сноубордов. Жёсткий — дольше сохраняет свою форму и быстрее «катит». К каждому типу снега и поверхности придётся привыкать и прокачивать для них особые навыки.
В больших горах из-за перепада высот даже на одной трассе состояние снега может кардинально меняться. Наверху вас встретит идеальный зимний вельвет, в середине заставит напрячься небольшая корка льда, а в конце всё это превратится в весеннюю «кашу». И на каждом этапе движения будут отличаться друг от друга, а голова сбиваться.
|
Требования к склонам для тренировки отдельных навыков
В зависимости от того, что конкретно вы хотите попробовать, одни склоны подойдут лучше, а другие — хуже. На одних получится накатать базовые движения, а на других — почувствовать перегрузки.
На начальном этапе для формирования стойки, включения нужных мышц и наработки шаблонов будут нужны максимально простые склоны. Здесь будет много нового и вам потребуется много сил, поэтому чем проще будет добраться до склона, тем лучше.
Нет смысла ехать на Кавказ или в Шерегеш, чтобы учиться вставать, переворачиваться, тормозить и делать первые повороты на учебных трассах. Лучше сделать это как можно ближе к дому, а ехать в горы, чтобы кайфануть от разнообразия склонов, видов, снегопадов.
Продвинутые техники катания, типа поворотов для глубокого снега или бугров, нарабатываются на крутых подготовленных трассах, а затем переносятся в реальные условия. Без такой подготовки катание по свежему снегу и буграм обычно вызывает «боль и страдания».
То же самое относится к техникам карвинга. Часто первые карвинговые повороты начинают осваивать на такой крутизне, где покатятся даже египетские пирамиды, а это приводит лишь к сложностям и разочарованиям.
Навыки | Требования к склону |
Упражнения на основную стойку и баланс | Минимальный уклон с длинным выкатом, желательно с контр-уклоном в конце, минимум людей |
Торможение и остановка | Ровная линия ската — не в кусты, небольшой уклон, но такой, чтобы доска могла тронуться с места |
Боковое соскальзывание | Ровная линия ската, небольшой уклон с шириной трассы от 15 м |
Бугельный подъёмник | Ровная линия подъёма без колеи вдоль учебных трасс |
«Академические» повороты с переносом веса с проскальзыванием | Минимальный уклон, зелёные трассы с шириной от 25 м |
«Академические» повороты с разгрузкой вверх и вниз с проскальзыванием | Небольшой и средний уклоны, сине-зелёные трассы с шириной от 25 м |
Флэт фристайл |
Минимальный уклон с ровной линией ската, зелёные трассы с шириной от 25 м |
Базовый карвинг с заклоном | Небольшой уклон, зелёные трассы с шириной от 40 м, ровный, плотный снег |
Карвинговые повороты малого радиуса | Небольшой уклон, зелёные трассы с шириной от 50 м, ровный, плотный снег |
Карвинг с разгрузкой вверх и вниз, фанкарвинг |
Небольшой и средний уклоны, сине-зелёные трассы с шириной от 40 м, ровный, плотный снег |
Малый радиус с разгрузкой вверх | Средний и большой уклоны, синие и красные трассы с шириной от 25 м |
Малый радиус в средней позиции | Средний и большой уклоны, синие и красные трассы с шириной от 25 м, сначала ровное покрытие, затем бугры и свежий снег |
Внетрассовое катание, «фрирайд» | Все типы склонов. Пологие и крутые, узкие и широкие, прямые и наклонные, ровные и с буграми, с мягким снегом и льдом, деревьями, кустами и камнями |
|
Чем склон для тренировок отличается от склона для катания
Если для того, чтобы освоить какое-то новое движение или исправить ошибки, нам нужна стабильность и предсказуемость, то для «шлифовки» и наката — наоборот. Когда ситуация на трассе постоянно меняется, то тело вынуждено под неё подстраиваться и набираться опыта. Длинные трассы с поворотами, заваленными линиями ската, внезапными перегибами, лесом, кустами, буграми и свежим снегом помогут закрепить наработанный результат и развлечься.
Само-собой в новой обстановке тело с большой вероятностью будет действовать неоптимально. С крутых участков обычно «привозят» разбитые стойки и подвороты задней ногой, а с пологих — прямые траектории движения и отстутствие заклонов в поворотах. Поэтому чем больше вы будете уметь, тем грамотнее и разнообразнее будете подбирать техники для катания на любых склонах.
|
Запомнить
- Новые навыки проще осваивать в стабильных и предсказуемых условиях. В этом случае легко сравнить движения между собой и понять, что получилось хорошо, а что не очень хорошо.
- Подходящий уклон, скорость движения, расположение склона, его длина, ширина и текущее состояние напрямую влияют на то, как покатится доска и сколько сил придётся затратить на обучение.
- Требования к склону меняются в зависимости от того, какой навык, поворот или трюк нужно освоить.
- Длинные трассы с поворотами и меняющимся рельефом подходят для наката изученного в разных условиях, но одновременно сбивают «настройки».
Что дальше
Как видите, переменных для выбора склона очень много. Нужно решить: когда, где, во сколько тренироваться и что именно проходить сегодня. На Урале мы имеем волшебную возможность учиться кататься практически на всех типах покрытия и освоить максимум из возможных техник катания.
В следующей статье посмотрим на горнолыжные центры Урала с точки зрения обучения.
|
Ещё по теме |
|
|
|||||||||
Когда начинается горнолыжный сезон на УралеРассказываем, когда стартует сезон и почему не стоит ждать снегопадов, чтобы поехать кататься |
Методика обучения катанию на сноубордеРазбираемся с деревом навыков сноубордиста, типами поворотов и где их применять, чтобы было хорошо |
Как учиться кататься на сноубордеЛайфхаки и правила обучения от инструктора с пятнадцатилетним стажем |
||||||||