Как учиться кататься на сноуборде

Некоторые сноубордисты говорят: «Я учился кататься на сноуборде три дня и уже всё умею», но при этом ненавидят жёсткие склоны, колею под подъёмником и малейшие неровности на трассе. Другие считают, что кататься интересно только в больших горах, а в остальных местах — скучно, но игнорируют карвинговые повороты, трюки, продвинутые техники, которые могут разнообразить катание. Третьи перестают кататься, потому что больно упали или не разобрались, куда двигаться дальше.


В этой статье мы постарались объединить то, что помогает нам получать удовольствие от катания на протяжении многих сезонов. Здесь мы не будем разбирать техническое исполнение поворотов или трюков, а дадим пару советов о том, как учиться, чтобы не потерять интерес и как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить.


Учиться легко. Главное — соблюдать несколько простых правил.


Навигация по статье:



Узнать теорию у инструктора легко. Он расскажет, покажет, нарисует схему. Останется только повторить


Изучить теорию

Теория — это объяснения инструктора, советы друзей, обучающие статьи и видео. Польза от неё в том, что мы сразу делаем правильно, а не тратим время и силы на самостоятельные поиски. Падаем безопасно сразу, а не после десятой попытки. Сначала учимся тормозить, только потом ехать боком и поворачивать. Изучаем основы лавинной безопасности, потом — идём во фрирайд.


Теория может ввести в заблуждение или устареть. Важно научиться перестраиваться и меняться. Быть гибким. Тренер сборной по сноуборду даст более полезные советы, чем новичок, который три дня назад встал на доску. Статья, которую написали десять лет назад, не учтёт новых методов подготовки спортсменов.

Глубина понимания будет расти с опытом. То, что вначале считалось ошибкой, может стать нормой. То, что считалось ненужным, пригодится в новых условиях: наклоны корпуса приводят к падениям новичка, а опытным сноубордистам позволяют ехать карвинговыми поворотами. Повороты с проскальзыванием могут быть скучны на пологих трассах, но на крутых участках и вне трасс незаменимы.


Любые знания лучше их отсутствия. Собирайте информацию из разных источников. Не нужно слепо следовать за одной «истиной». Пробуйте всё и отсеивайте лишнее. Практикуйтесь.

Начните с изучения теории. Без неё легко свернуть не туда




Чтобы правильно сделать движение одной попытки мало 


Практиковаться

Теория бесполезна без практики. Есть люди, которые всё знают и понимают на словах, но на склоне сделать не могут. Выучить пдд и инструкцию по управлению автомобилем не тоже самое, что выехать в город. Прочитать или услышать рассказ про то, как делается поворот не тоже самое, что спуститься им с вершины. Нужна практика.


Практики должно быть много.  Даже самый знаменитый инструктор по сноуборду не сможет сделать движения за вас. На успех будут влиять: физическая подготовка, выносливость и координация, страх падений и скорости. Но главное правило успеха одно: чем больше тренируемся, тем легче получается. Сначала не можем встать, потом заказываем такси во время спуска.

Продолжайте тренироваться в случае неудач. С первого раза правильно выполнить элемент — как разглядеть знакомого в пролетающем через переезд «Сапсане». Мы знаем, что он внутри, но заметить не можем. Даже если голова помнит теорию, телу нужно время, чтобы сформировать навык. Если появился «затык» и из-за этого пропало желание кататься, то вернитесь на шаг назад и оттачивайте понятные элементы. Через некоторое время вы удивитесь своему прогрессу.

Понимание теории придёт с практикой.

Это случится внезапно




«Левый» выступает «эталоном». «Правый» исправляет свои ошибки: перекрученное колено, завал корпуса вперёд, кривые руки


Сверять себя с «эталоном» и править

Для прогресса обязательны точки самоконтроля. Без них можно накатать лишнего: испортить стойку, забыть про движения в повороте или делать их невпопад. Такими точками могут быть: обратная связь от инструктора или друзей, анализ своих проездов на видео или фото.


Контролировать себя нужно все время. Ошибки будут всегда. Сначала грубые: коленки гнутся не в ту сторону, а вес уходит не туда. Затем более тонкие: корпус недостаточно наклонен, руки висят как верёвки. Инструктор с опытом заметит ошибку во втором повороте, когда она будет не явной и остановит заранее, чтобы тело не накатало ошибку. Друзья заметят в шестом, когда она уже обретёт форму и разовьётся до перекрученной спины и выступающей пятой точки.

Чтобы теория совпала с практикой нам потребуется осознанность. Осознанность поможет разобраться и сопоставить движения в голове с движениями на склоне. Её отсутствие снижает качество катания. Жёсткие ноги при катании по буграм будут пулять в воздух, а большой угол закантовки при катании по каше — ронять на снег. У каждого поворота своё предназначение. Не нужно их смешивать и путать.

Включайте внутреннего критика




Любое движение можно разбить на части. Пользуйтесь этим, чтобы учить новые элементы


Учить элементы по частям

Элементы бывают разной степени сложности. Простые: на месте без доски, отдельные части поворотов. Сложные: прыжки с трамплинов и прохождение трассы слалома. Чем легче элемент, тем проще его проконтролировать и сделать. Одни можно осовоить с ходу, над другими придётся потрудиться. Сначала учим простое, затем усложняем.


Сложные движения нужно дробить и учить по частям. Невозможно сварить борщ «в один клик». Сначала надо сварить бульон, помыть и нарезать овощи, закинуть в правильной последовательности. Если он получится пересолёным, то в следующий раз мы положим меньше соли, если слишком густой — добавим больше воды. Если поворот получается корявым, то определяем, что нам мешает и идём отрабатывать. Сложно кантовать доску? Добавляем динамики вначале поворота. Сложно держать скорость? — концентрируемся на переносе веса и вертикальной работе.


Тренируемся по алгоритму: вспомнили, что нужно сделать и конечный результат, выполнили проезд, проанализировали. Для простоты задаем себе вопросы: «как я стою вначале?», «что делаю?», «что после этого происходит?», «а потом?». Править движение в процессе не нужно. Включаем внутреннего критика и ищем несостыковки после проезда и остановки.


Не надо делать всё сразу,

сосредоточьтесь на одном движении



 

2011г. — катаюсь по синим трассам и думаю, что моя стойка великолепна

2012г. — понимаю, что не идеален и убираю вес с задней ноги. Со срывами «режу» на красных трассах

2013г. осознал, что сижу на «стуле» и надо наклонить корпус вперёд. Срывать стало реже

2015г. правлю перекрут в переднем колене. Задний кант становится таким же устойчивым, как и передний

2018г. катаюсь по красным трассам и думаю, что моя стойка великолепна...


Выделить 3 спуска на тренировку техники, остальное — катать

Техника будет улучшаться постоянно, если выделить время на тренировки. Даже три осознанных спуска в течение дня принесут пользу. Без тренировок старые движения смажутся, а новые будут добавляться хаотично. На крутых участках появятся неосознанные вращения корпусом, на льду от страха согнутся ноги. В итоге получится «мешанина» из техник, тело вынуждено будет приспособиться к окружающей среде. И сделает это как может.


Важно разделять тренировки и катание. Во время катания тело использует уже изученные движения. Растёт уверенность. Появляется опыт и накат. Если долго думать, куда перенести вес и как гнуть ноги, то можно оказаться в близлежащих кустах. Во время тренировок формируются новые навыки. Растёт уровень технического мастерства. Но если учиться без осознанности, то можно закатать «нечто», что будет мешать в каждом повороте.



Сначала тренируемся, потом катаемся. Или наоборот. Классно, если кайфонём от тренировки


При тренировках в голове должна остаться одна мысль «я тренируюсь, мне не нужен адреналин и нет дела до окружающих». Сосредоточились и отрабатываем движения, пробуем новое, добиваемся автоматизма. После неудач не несёмся вниз, показывая окружающим, что мы умеем кататься, а продолжаем тренироваться. В начале катания — чтобы размяться. В конце — докатать подъемы. Закончили тренировку, примените навыки в реальных условиях, почувствуйте свою силу.



При катании в голове играет бит: «Пааам, ту, пам-пам, ту, паааам, пам»


Отключаем мозг и даём телу действовать на автомате. Приехали на Красную поляну — катаемся, пока не отвалятся ноги. Выпал свежий снег — не ждем, пока его раскатают. Если почувствуете «косяк» — расслабьтесь, запишите в блокнотик, при случае поправите. Включаем музыку, колем кубики адреналина и выбрасываем теорию из головы. При этом следим за безопасностью, не чудим понапрасну.


Разделите тренировки и катание




Какая разница кто ты: лыжник или сноубордист. Главное, чтоб кайфовал


Управлять настроением

Наше настроение зависит от: погоды, подготовки трасс, количества людей на склоне, собственных успехов. Если нам тепло, трассы идеально выглажены, на склоне ползает два человека, а от «отжигов» плавится снег, то мы чувствуем себя отлично. Но если варежки промокли, склон в буграх и выскоблен до льда, толпы людей не дают расслабиться, а из успехов только два приземления на копчик, то хочется взгрустнуть.

Не нужно завышать ожидания от катания и обучения. Если вы 5 лет катались, а теперь за один раз хотите исправить все ошибки то, спуститесь на землю и выберите реальную цель. Например: держать корпус прямее, согнуть ноги, почувствовать зависание после прыжка или то, как доска врезается в снег. Если вы только начали учиться, то приготовьтесь к серьёзной работе, которую никто не сделает за вас. Когда мы ставим достижимые цели, и не ругаем себя за ощущение «тормознутости», кататься становиться легче и приятнее.


Катайтесь в кайф. Если склон разбит — пробуем повороты для бугров или строим трамплин на отшибе. Много людей — идём кататься в лес или распеваем мантры на успокоение. Помните, что если зациклиться на полировке техники, то можно так и не кайфануть. А если на неё «забить», то легко расстроиться от «бетона» или бугров. Найдите компромисс, чтобы удовольствия стало больше, а «напрягов» меньше.

Относитесь к трудностям, как к приключениям




Перед заездом в лес Лёха решил покарвить


Пробовать всё: проскальзывать, резать, прыгать

Меняйте свой стиль катания в зависимости от того, куда направляетесь. В «Абзаково» катайтесь по подготовленным трассам. В «Губахе» — по буграм, на «Уктусе» прыгайте в парке и на склонах. Есть трассы, которые хорошо подходят для карвинга, для коротких поворотов, для прыжков. Научитесь определять, где применять одни техники, а где другие. Подружитесь со всеми ними. 


Меняйте крутизну склона и тип покрытия. Пара поворотов на крутяке даст больше уверенности и раскованности, чем сто на пологой трассе. А ледяная корка проверит технику на прочность. Но не нужно без опыта подниматься на самую крутую гору и выбирать самую сложную трассу. Усложняем без риска.

Разнообразие даёт поразительный результат. Когда мы катаемся по узким и крутым трассам, пухляку, буграм, льду, весенней каше, делаем трюки на склоне и заезжаем на трамплины, то прогрессируем во всём. Учимся кайфовать в любых условиях. При таком подходе вы не скажите: «фу, какой склон, его не готовили что-ли», «а чё там кататься, горка то маленькая» или «скучно, я везде был и всё умею». Пока другие ищут отговорки — прокачивайтесь целиком.

Прокачивайте все навыки и стили




Ещё по теме


Какие повороты бывают, где их использовать. С чего начинать прыгать. Видео


Сколько времени нужно, чтобы научиться кататься на сноуборде


Основная стойка на сноуборде. Задний кант
Методика обучения катанию на сноуборде

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста, типами поворотов и где их применять, чтобы было хорошо

Сколько времени нужно, чтобы научиться кататься на сноуборде

Рассказываем от чего зависит время обучения и когда получатся первые повороты

Как стоять на сноуборде

Рассказываем, что такое основная стойка сноубордиста, зачем она нужна и как выглядит