В этой статье объясняем, как выбрать ботинки и чем жёсткие доски отличаются от мягких. Рассказываем, зачем нужно термобельё и почему куртки сноубордистов длинные.
Если вы когда-нибудь пытались самостоятельно подобрать сноуборд с креплениями и ботинками, то наверняка знаете, как это сложно сделать. И дело не только в ассортименте в магазинах, а ещё и в желании выбрать комплект надолго и навсегда. Такой, чтобы потом не разочароваться.
Тут мы не будем рекомендовать какие-то конкретные модели досок или ботинок, а попробуем копнуть глубже и связать это всё с техникой катания. Рассказать, что влияет на катание и помочь вам принять самостоятельное решение о покупке.
Определяем свой стиль катания
Прежде, чем выбирать себе комплект, сначала нужно понять, какой вы человек и какие цели преследуете от катания. Для разных ситуаций будут лучше подходить те или иные доски, поэтому первым делом спросите себя: «Как я хочу кататься?»
- прыгать с трамплинов
- гонять по жёстким подготовленным трассам
- делать трюки на склоне
- скользить по перилам
- кататься по свежему снегу в больших горах или по выкатанным буграм в в лесу
- может быть просто попробовать и определиться в процессе
- или всё вместе взятое
Второй вопрос — это «какой вы человек?»
- будете скурпулёзно отрабатывать технику или кататься на расслабоне
- поднимитесь на самую высоту или останетесь у подножия
- выберетесь на склон 5 раз за сезон или будете кататься каждые выходные
- будете выжимать максимальную скорость или беречь себя
- какой у вас рост, вес, размер ноги, физическая подготовка, какие горы находятся рядом
От всего этого зависит выбор сноуборда для катания. Но если вы только начинаете кататься, то сильно напрягаться на этот счёт не стоит, потому что на практике сноубордистам тут повезло — на любой доске можно попробовать всё, пусть с теми или иными ограничениями.
На деле даже самая плохонькая доска может легко дать фору своим более совершенным собратьям, если вы будете знать, что делать, как ей управлять и чего хотите получить от катания.
Большой раздел про доски
У сноубордов есть несколько базовых характеристик на которые следует обратить внимание при выборе. Это жёсткость, ростовка, ширина, форма, весовой прогиб и цена.
Жёсткость
Обычно новичкам советуют брать доски помягче, чтобы легче было учиться и тратить меньше сил при катании, а профики любят по-жёстче. Давайте попробуем разобраться, почему так.
Вообще, дуги на сноуборде получаются за счёт того, что сноуборд изгибается в нескольких плоскостях. За простоту перехода с канта на кант и стабильность на скорости отвечает жёсткость на скручивание, которая называется торсионной. От неё зависит количество сил, которые нужно приложить к доске, чтобы скрутить её и сменить кант. А также скорость при которой доска начинает дребезжать.
Чем мягче сноуборд торсионно, тем проще по-началу делать перекантовки и не падать. Мягкая доска скручивается постепенно и плавно перетягивает вас на другую сторону. Даже если делать это не совсем точно, то кант не врежется в склон одномоментно, а вы не упадёте. Это называется — прощает ошибки. Но при этом когда скорость возрастёт и доску нужно будет прогружать, то эта же мягкость начинёт работать против вас. На ходах сноуборд начинает самопроизвольно скручиваться от перегрузок и трястись от этого. Поэтому здесь потребуются более чёткие движения, чтобы удержаться и комфортно ехать.
Чем жёстче сноуборд торсионно, тем чётче и вывереннее должны быть движения при перекантовках, потому что доска сразу втыкается другим кантом. Если косячить, то легко словить канта и полететь на склон. Но при этом сам переход с канта на кант не размазывается во времени, а доска лучше сопротивляется перегрузкам на скорости. В той части поворота, где мы прогружаем кант, а доску начинает трясти, торсионная жёсткость помогает удержаться над сноубордом и прощает косяки в технике.
Поэтому тут палка о двух концах. На мягкой доске можно меньше напрягаться при перекантовках, но придётся попотеть, когда скорости возрастут. А на жёсткой — наоборот. Нападаетесь при попытках перейти с канта на кант, но будете стабильно держать скорость, даже если техника будет кривой.
Торсионная жёсткость тесно связана с продольной. Чаще всего они возрастают одновременно из-за увеличения толщины и наполнения доски. Но у продвинутых моделей производители стараются увеличить торсионную жёсткость отдельно, чтобы добавить стабильности и не лишится манёвренности.
Продольная жёсткость и боковой вырез отвечают за радиус поворота. Когда вы во время движения ставите доску на кант, то продавливаете её своим весом и из-за этого она начинает катиться по дуге. Чем сильнее поставите доску на кант и облокотитесь на центробежную силу, тем короче получится поворот. Чем меньше облокотитесь, тем длиннее выйдет дуга. Поэтому для того, чтобы делать повороты одинакового радиуса на жёсткой и мягкой доске потребуется разное количество усилий. Гнутся-то они по-разному.
Ещё от продольной жёсткости зависит так называемый «щелчок» — способность доски вернуться в исходное состояние при снятии с неё нагрузки и запульнуть вас в воздух. При этом при одинаковой жёсткости он может быть дерзким и вялым. Это зависит от начинки сноуборда. Если вы только встаёте на доску или катаетесь пару-тройку сезонов, то вряд ли почувствуете разницу, особенно по описанию доски в магазине.
Жёсткость сноубордов обычно измеряют по шкале от 1 до 10. Но в магазинах часто сложно найти что-то выше 7.
Примерная классификация сноубордов по жёсткости.
1-3 — доски для новичков, фристайла на склоне, перил
4-5 — для карвинга на средних уклонах, небольших трамплинов, фрирайда, фристайла на склоне, перил.
6-7 — для карвинга на крутых трассах, амплитудного фристайла на трассах, больших трамплинов, хафпайпа, сурового и скоростного фрирайда
8-10 — для спортивного катания: слалом, бордекросс.
При этом карвить можно и на доске с жёсткостью «1», а джибить по перилам на «8», всё будет зависеть от ваших навыков и техники. Жёсткая доска до каких-то пределов будет вывозить скорость сама, но чтобы менять направление движения на ней потребуется больше сил. А если качнуть технику и научиться перенаправлять энергию доски в следующий поворот, то сил для этого будет тратиться столько же, как и на мягкой.
Ростовка
Ростовка — это вторая вещь, на которую обращают внимание при покупке доски. Чаще всего, чтобы определить ростовку, доску ставят перед человеком на пол и если верхний край находится где-то между подбородком и носом, то такую длину считают подходящей.
Производители хотят охватить как можно больше сноубордистов, поэтому одна и та же модель будет иметь несколько ростовок с шагом 3-4 см. Чем длиннее доска, тем на больший вес она рассчитана. Под одним и тем же человеком доски с ростовкой 151 и 157 см будут ехать по-разному.
Более короткая доска будет гнуться легче и катиться по меньшему радиусу. За счёт этого она будет более манёвренной, но быстрее упрётся в предел скорости и начнёт дребезжать без соответствующих навыков.
Длинную доску будет сложнее прогнуть без скорости и направить в следующий поворот, но на ходах она возьмёт на себя часть работы и сгладит технические огрехи. При этом, если вы умеете её прогружать и перенаправлять энергию в следующий поворот, то сил потратите, как на мягкой.
При этом жёсткость и «манёвренность» одной и той же модели будут меняться в зависимости от вашего веса. Доска может не слушаться и держать скорость, если вы весите 50 кг, но быть супер отзывчивой и дребезжать, если вы весите 70 кг. К тому же у разных производителей доски с одинаковой цифрой жёсткости будут вести себя по-разному, потому что нет какого-то единого стандарта в единицах её измерения.
Если на доске не написано на какой вес она рассчитана, то чтобы прикинуть нужную вам ростовку воспользуйтесь формулой:
Базовая ростовка = 0.3*вес+136 для мужчин
Базовая ростовка = 0.4*вес+127 для женщин
Если вам понравилась какая-то определённая модель, но вы чувствуете, что не сможете ей управлять, то можно попробовать взять доску меньшей ростовки или наоборот — большей. В идеале, ростовка и жёсткость должны работать вместе и подходить под ваши предпочтения.
Ширина
Кроме ростовки при подборе доски следует обратить внимание на её ширину. Ширина обычно увеличивается вместе с длиной. Если доска вам будет узкая, то при больших углах закантовки вы начнёте цепляться ботинками за склон. Если широкая, то придётся тратить больше сил при перекантовках. Идеально, когда носок и пятка ботинка не свешиваются за передний и задний кант или выступают на пару сантиметров, но так получается не всегда.
Если размер вашей ноги больше 43-44 размера, то поищите специальные широкие доски — «wide». Они обозначаются буквой «W» и шире обычных на 1-2 см. Чтобы управлять такой доской потребуется совершать больше работы при переносе веса, но это лучше, чем цепляться за склон ботинками.
Форма доски
Доски бывают симметричные и ассиметричные по жёсткости, которую мы разобрали выше.
Первый тип подразумевает, что хвост и нос доски полностью симметричны по характеристикам. Их называют «твинтипами» и любят те, кто катается правой и левой ногой одновременно. Смысл в том, что доска одинаково реагирует на ваши движения в обе стороны. Не нужно перестраиваться и как-то менять амплитуду, динамику или вектор переноса веса для совершения поворотов и трюков. Всё симметрично.
Второй тип — ассиметричные, направленные доски у которых хвост жёстче и часто короче носа. Их называют «дирекшнл». Они придуманы для того, чтобы легче сопротивляться перегрузкам на скорости, когда центробежная сила вдавливает нас в доску. Эта дополнительная жёсткость на хвосте обеспечивает бОльшую стабильность, а мягкий нос проще всплывает в свежем снегу, а на трассе позволяет проще скрутить сноуборд и войти в следующий поворот. Но в своей стойке и свиче ощущения будут отличаться.
Нельзя сказать, что если вы выберете твинтип, то сразу же закроете себе дорогу к скоростному катанию и карвингу, а если дирекшнл, то не сможете крутить трюки. Сноуборд — это всего лишь инструмент, который оживает от навыков райдера. На любой доске можно отжечь.
Прогиб сноуборда
Ещё одна важная характеристика сноуборда — это его прогиб. От него зависит на каких типах снега и склонах будет кайфовее. Чтобы его определить, доску нужно положить на плоскую поверхность и посмотреть какими частями она будет её касается.
Прогиб бывает: классическим, обратным, плоским или комбинированным. Чтобы лучше понять разницу между ними, напомним, что повороты на доске получаются за счёт того, что сноуборд встаёт на кант и прогибается по центру. От того, в каком начальном положении находится доска будет зависеть дальнейшая её работа.
Классический прогиб или «Кембер» приподнят по середине, а поверхности касается в районе носа и хвоста. Такой прогиб оптимально подходит для катания по жёстким, подготовленным трассам, прыжков с трамплинов, скоростного фрирайда, потому что обеспечивает максимальный контакт канта со снегом и стабильность в дуге. Такая доска во время катания находится под нагрузкой и постоянно хочет вернуться в исходное положение. Поэтому когда вы снимаете с неё напряжение при перекантовках или прыжках, то она сама подталкивает вас вверх или в следующий поворот. Но при этом из-за эффективности сцепления со склоном при самостоятельном обучении на нём проще словить канта и упасть.
Обратный прогиб или «Рокер» без нагрузки приподнят по краям, а серединой касается поверхности. Его придумали, чтобы в свежем снегу нос всплывал за счёт прогиба доски. Если взять два одинаковых по жёсткости сноуборда, то рокер уже изначально находится в «прогруженном» положении. Там, где кембер придётся разгонять, чтобы вытащить нос из снега, рокер справится легче. Но, когда свежего снега нет, то появится нестабильность. Доска будет «прокручиваться» на середине и не захочет цепляться кантами за склон. В этом есть некий плюс, потому что новичкам безопаснее учиться делать перекантовки, но и минус, потому что сложно почувствовать, как правильно прогружать доску, гасить скорость и учить карвинговые повороты.
Плоский прогиб или «Флэт» касается всей поверхности одновременно. Его придумали, как некий компромисс, который лучше кембера без скорости всплывает в снегу, но хуже вгрызается в подготовленный склон. Такое вот комбо.
Комбинированный прогиб может сочетать в себе классический, обратный, плоский прогибы в различных исполнениях. Частая штука, когда производители слегка задирают нос у сноуборда, а середину и хвост делают классическим. Это помогает носу всплывать в свежем снегу, а остальная часть доски держит скорость.
Цена
В магазинах встречаются доски за 7к и 70к, но в одной ценовой категории их качество будет примерно одинаковое. При этом не факт, что дорогой сноуборд подойдёт вам лучше. Ведь чем дороже доска, тем больше в ней наворотов, которые помогают выживать профессиональным райдерам на больших скоростях и уклонах. Новички от такой отзывчивости часто страдают.
Когда будете выбирать доску по этому критерию, то не гонитесь за самой высокой ценой, лучше возьмите что-то попроще, но заложите бюджет на обучение у инструктора, онлайн курсы или подъёмник.
Часто бывает так, что катанию мешают не плохие характеристики доски, а какая-нибудь закатанная ошибка, которая отнимает лишние силы или не позволяет полностью раскрыть возможности сноуборда. Стоит её почувствовать и исправить и катание разительно меняется.
Даже самая совершенная доска на которой выигрываются олимпийские игры бесполезна без соответствующих навыков катания
Над второй частью статьи мы сейчас работаем, потому что она старая и нуждается в стилистической переработке, но смысл заложен правильный.
Ботинки
При покупке «Комплекта для сноубордиста» первым делом обрати внимание на выбор ботинок. Они могут быть жесткими или мягкими, дешевыми или дорогими, с обыкновенными шнурками или с системой быстрой шнуровки (БОА), но все это не так важно… В первую очередь, ботинки должны быть удобными, и не для какого-нибудь там про-райдера Олле Опповича, а именно для ТЕБЯ!
В них тебе предстоит подниматься вверх по склону и продираться среди деревьев в лесу, сидеть в кафе и танцевать на контестах (соревнованиях), бегать за выпавшим из рук бугелем и, конечно же, мчаться вниз с крутых трасс.
Прежде чем совершить покупку, прогуляйся в ботинках по магазину, повыбирай доску, подонимай консультантов, поприседай, попрыгай, побегай, покатайся на велосипеде… в общем, устрой им грандиозное тестирование!
Убедись, что ботинки подходят тебе по размеру: они должны сидеть плотно, но ни в коем случае не жать. Не слушай тех консультантов, кто просит проверить удобство ботинок согнув колени: да, именно в таком положении будут твои ноги, когда ты будешь кататься. Но не будешь же ты стоять в очереди на подъемник на полусогнутых ногах, правда? Жмут, давят, трут? Знаешь, они врядли станут удобнее и разносятся… Присмотрись к другим!
Если ты мерзляк (на дворе июнь, а ты еще не снял валенки и тулуп), оставь себе запас свободного пространства под теплые носки. Пусть в магазине тебе скажут, что так не делают настоящие сноубордисты! Зато твои ноги всегда будут в тепле.
Не переживай, если со временем твои ботинки слегка разболтаются и разобьются. Овладев техникой катания, можно ездить и на таких:
Контроль над доской в первую очередь зависит от тебя, а не от них. Плотный контакт ботинка и ноги всего лишь амортизирует ошибки техники.
И все-таки: мягкие, или жесткие? Какие выбрать?
Жесткие ботинки позволят быстрее и четче передавать усилие на кант. В мягких ботинках удобнее прыгать и ходить, но они сильнее гнутся и поэтому перекантовка будет осуществляться чуть медленнее. Кроме того, они износятся быстрее, чем жесткие, т.к. испытывают бОльшие деформации при катании. Но, тем не менее мягкие ботинки, позволяют делать все то же самое, что и жесткие. Можно ли в них кататься карвинговыми поворотами? Конечно, для карвинга они тоже годятся!
Крепления
После того, как выберешь ботинки, попроси консультанта показать подходящие под них крепления. Скорее всего, их окажется не так много из общего числа выставленных на витрине. Ставь крепление на пол и плотно пристегивай к ботинку. Полученная конструкция должна быть единым целым: плотно прилегает к «подошве крепления (базе) и заднику крепления (хайбэку), а носок не слишком сильно свешивается вперед. Из алюминия они будут или из пластика – не так важно. Лишь бы база не гнулась от любого прикосновения (попробуй на прочность).
Универсальные углы установки на доске от +24 до +18 для передней ноги и от -3 до -9 для задней. Такая установка креплений позволит и прыгать с трамплинов и резать склон и спускаться по лесу.
Мембрана, термобелье, защита
Сноубординг — цикличный вид спорта, в котором физическая активность на крутом склоне чередуется с бездействием на подъемнике (или еще большей активностью при подъеме в гору пешком). Это предъявляет к одежде дополнительные требования. Обычная городская одежда тут, увы, тебе не помощник. Она не рассчитана на затяжные подъемы и безбашенные спуски с полной выкладкой. В такие моменты она вмиг отсыреет, а затем – проморозит тебя насквозь. После сидения на снегу любые джинсы мгновенно промокнут и обледенеют, после пеших подъемов любой не пропускающий воздух пуховик вмиг станет влажным, а вязаные варежки на твоих руках покроются прочной снежной коркой.
Чтобы избежать «перегрева», куртки и штаны для активных видов спорта изготавливают из специальной ткани — мембраны. Она не промокает снаружи, надежно защищает от ветра и одновременно отводит через себя излишки тепла и пара при катании. Вдобавок на куртках (в районе подмышек) и штанах (обычно на внутренних частях бедер) располагаются дополнительные вентиляционные отверстия.
Качество одежды из мембраны напрямую зависит от её стоимости. Учти, что её нельзя стирать, обычными порошками и тем более в горячей воде (и ни в коем случае нельзя гладить утюгом). Используй для этого специальные моющие средства или Ph-нейтральные детские мыла (гели, шампуни). Тем не менее, со временем даже самая хорошая мембрана забьется и перестанет дышать.
Из-за специфики проведения времени на склоне (сноубордисты больше сидят, нежели стоят) куртки для сноуборда длиннее лыжных, а штаны дополнительно утеплены на «пятой точке». Выбирать их следует с учетом того, чтобы вниз поместилась пластиковая защита, флисовая кофта (а может даже две) и термобелье. Не бойся выглядеть при этом неуклюже: широкая одежда – это не дань моде, а скорее необходимость для комфортного катания.
Термобелье, благодаря своей микроструктуре, будет отводить влагу от кожи, а флис обеспечит дополнительный подогрев (использовать их можно и для других активных видов деятельности, например для катания на велосипеде, турпоходов, строительства дачи или бега при опаздывании на работу).
Пластиковая защита не только убережет от травм при случайных падениях, но и сохранит тепло, изолируя тебя от снега. Наколенники, защита на копчик, шлем – вот минимальный набор любого сноубордиста. Ну, а если ты планируешь целиком и полностью посвятить себя катанию по перилам и прыжкам с трамплинов, не лишней будет защита спины, локтей, запястьев.
Большинство крутых парней из экстремальных сноубордических видео катаются без шлемов. Возможно, за эту демонстрацию крутости и бесстрашия им отдельно приплачивают. Но нам «простым смертным», не стоит слепо подражать им (ведь это лишь один из эпизодов их катания: вряд ли они отрабатывают новые трюки и спускаются с крутяков без защиты, не говоря уж о соревнованиях, к которым участники без шлемов попросту не допускаются).
Конечно, каждый сам выбирает, носить ему шлем или нет: если у тебя есть спонсоры, готовые в случае чего (тьфу-тьфу), оплатить твое лечение и временную неработоспособность, почему бы не рискнуть и не покататься в шапке? Мы же настоятельно рекомендуем приобрести шлем при первой возможности.
Варежки/перчатки следует выбирать с учетом того, чтобы они свободно помещались под манжеты куртки, либо надевались и затягивались поверх них (будет не очень приятно, если во время катания твое запястье будет голым). Некоторые модели сноубордических варежек/перчаток, оборудованы защитой запястьев и весьма популярны в среде фристайлеров.
Комфортнее всего будет в шарфе-трубе (buff) или маске для лица, сделанных из специального материала, они защитят твое лицо от ветра и холода, даже если промокнут насквозь. Обычный шерстяной шарф на морозе покроется ледяной коркой от твоего дыхания и будет слегка колоть, но использовать его можно и нужно, пусть даже в нем будет не так комфортно.
Маска-очки выполняет несколько функций: повышает контрастность в темное время суток, защищает от ультрафиолета на солнце и от ветра на скорости (не стоит на них экономить: дешевые очки, как правило, защищают только от ветра, а ультрафиолет задержать не способны). Маски с зеркальными линзами больше подходят для больших гор, нежели для Урала. В них плохо видно в темноте, да и солнце у нас не такое яркое, как например, на Эльбрусе. Выбирая очки, не забудь, что они должны подходить к шлему: зазор в несколько сантиметров между маской и шлемом не очень хорошее явление.
Как сэкономить при выборе экипировки и при этом купить все самое необходимое?
Честно сказать, купить все вышеперечисленное враз и не разориться, способны далеко не все. Поэтому советуем набраться терпения и дождаться сезонных распродаж на горнолыжное снаряжение.
Они начинаются они уже с февраля. Большинство новинок сезона при этом вмиг дешевеет процентов на 20, а то и на все 50. Что-нибудь «совсем не новое» (но при этом прекрасно выполняющее свои функции) из коллекций позапрошлого года можно купить и того дешевле…
Поброди по магазинам в округе и выбери сноуборд, который с самого начала сезона успешно прятался от других посетителей и ждал именно тебя, а сэкономленные деньги лучше потрать на штаны и защиту.
Приведем оптимальную для новичка, на наш взгляд, последовательность приобретения оборудования и экипировки.
Порядок |
Описание |
ботинки + крепления |
Как было сказано выше, удобные ботинки и подходящие к ним крепления – залог хорошего катания. |
сноуборд |
Новичку нет смысла гнаться за самым дорогим и совершенным сноубордом: возможностей даже самой простой доски хватит надолго (особенно при самостоятельном обучении). |
наколенники |
Наколенники стоит купить сразу же вместе с комплектом сноубордиста. Стоят они недорого, а пользы приносят на 300%. Если у тебя есть наколенники для волейбола, роликов или прополки грядок (такие экземпляры продаются в ОБИ), первое время (а то и все остальное) можешь смело пользоваться ими, конечно же при условии, что в них тебе будет удобно. |
варежки/перчатки |
Если твои варежки/перчатки безбожно промокают от малейшего прикосновения к снегу, а руки приходится отогревать кружкой горячего чая, задумайся о более подходящих. Хорошие варежки стоят немало, но при активном катании изнашиваются довольно быстро (точно так же как и более дешевые модели). |
термобелье+флис+носки |
Если у тебя есть демисезонная куртка или пуховик, в котором тебе не очень жарко, сначала подбери себе комплект термобелья. В плане комфорта это даст гораздо больше, нежели куртка из мембраны. Даже промокшее насквозь, оно успешно греет и дарит тепло. |
защита на копчик+штаны
|
Защита на копчик – неоценимая вещь при катании. Она убережет тебя при случайных падениях и вдохновит на новые открытия (ты перестанешь переживать за «пятую точку», а все силы отдашь катанию). Поместить столько пластика под твои обычные штаны вряд ли удастся (как вариант, защиту можно носить и поверх, но почему-то многих это смущает). Поэтому лучшим будет вариант приобретения защиты на копчик одновременно со штанами из мембраны. (тем, кто планирует учиться самостоятельно, защиту покупать в первую очередь! Пара падений при неверной организации обучения способны надолго отбить желание кататься…) |
куртка |
Нет смысла покупать куртку из мембраны, а под ней носить мокрое хэбэшное или шерстяное одеяние. Комфорта это прибавит немного. Задумываться о ней имеет смысл только после приобретения термобелья и штанов с защитой. |
шлем+очки |
Эти вещи, обеспечивающие твою безопасность (от ударов, ветра и солнца), поэтому откладывать их покупку в долгий ящик тоже не стоит. Они прослужат тебе достаточно долго. (Ну а пока их нет обязательно научись правильно падать). |
шарф BUFF или маска для лица |
До покупки этих специальных шарфов можно пользоваться обычным шерстяным |
защита запястьев |
Покупать их стоит перед тем, как ты полезешь на свой первый трамплин и перила. |
защита спины |
Если ты всерьез решил заняться фристайлом или фрирайдом наличие защиты для спины крайне желательно. |
налокотники |
Это не вещь первой необходимости, но задуматься о них стоит непременно. |